Инфраструктура. Право. Решения.

Изношенность подвижного состава и сопутствующей инфраструктуры требует масштабных инвестиций, что предопределяет необходимость использования механизмов ГЧП при реализации инвестиционных проектов в сфере общественного транспорта.

Количество запущенных проектов в настоящее время немногочисленно, в большинстве случаев идет речь о «трамвайных» концессиях в г. Санкт-Петербурге (см. case study). При этом есть существенный потенциал как для развития «трамвайных» проектов, так и для запуска проектов в отношении иных видов транспорта. Например, к таким проектам могут быть отнесены проекты перевода общественного транспорта (автобусов) на газ в крупных городских агломерациях с объединением маршрутной сети. Также приобретают актуальность проекты в отношении специфического вида транспорта – канатных дорог, что актуально для ряда территорий  (например, концессионный проект в отношении строительства канатной дороги через Химкинское водохранилище в г. Москве).

Создание транспортно-пересадочных узлов – также одно из перспективных направлений использования механизмов ГЧП.

Актуальные вопросы:

  • уровень реализации проектов с учетом капиталоемкости проектов и требуемых гарантий, а также при реализации межмуниципальных проектов (например, в отношении легкорельсового транспорта);
  • особенности межбюджетных взаимоотношений – в большинстве случаев для реализации муниципальных проектов требуется федеральная, региональная поддержка;
  • корректировка документации территориального планирования и регулирования на местном/региональном уровне;
  • соотношение правил о допуске на маршрут по итогам процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе, с законодательством в сфере ГЧП;
  • аспекты регулирования тарифов на перевозку, гарантии выручки;
  • возможность использования лизинговых схем;
  • предбанкротное состояние текущих эксплуатантов и связанные с этим риски.

В команде P&P Unity работают юристы, участвовавшие в сопровождении первой «трамвайной» концессии в г. Санкт-Петербурге (концессионное соглашение в отношении трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, проект «Чижик»). Также команда P&P Unity участвовала в сопровождении проекта создания транспортно-пересадочного узла на территории областного центра одного из регионов Южного федерального округа на принципах государственно-частного партнерства.