Инфраструктура. Право. Решения.

Использование ГЧП позволяет регионам и городам активнее сокращать нарастающий дефицит мест в школах и детских садах. Как правило, используются две модели – концессия и соглашение о ГЧП. Поскольку проекты носят социальную направленность и не имеют достаточных внебюджетных источников окупаемости, в большинстве случаев они реализуются с участием бюджетных средств.

Обычно ГЧП-проект в сфере образования предполагает, что частный партнер обеспечивает привлечение финансирования, создание объектов, их техническое обслуживание, а также  оказывает дополнительные образовательные услуги. При этом образовательной деятельностью по основным программам занимаются образовательные учреждения региона/муниципалитета, а не частный партнер. Вложенные инвестиции возвращаются за счет бюджета, но при этом в долгосрочном горизонте и с равномерной нагрузкой. Примером проекта с подобной структурой можно назвать концессию в отношении образовательного центра в городе Нижний Новгород и городском округе Бор (посмотреть case study).

В качестве перспективной можно рассматривать возможность использования механизмов ГЧП для развития университетской инфраструктуры, например, строительства кампусов.

Актуальные вопросы:

  • распределение обязательств по целевой эксплуатации – выбор модели (концессия либо соглашение о ГЧП);
  • возможность заключения концессий и соглашений о ГЧП в отношении общежитий образовательных организаций (например, для учреждений профессионального образования);
  • уровень реализации проектов с учетом требуемого уровня гарантий со стороны кредиторов;
  • антимонопольные риски при реализации комплексного проекта (несколько объектов в периметре).


Эксперты P&P Unity принимают активное участие в выработке решений по актуальным вопросам реализации ГЧП-проектов в сфере образования. В числе недавних проектов с участием P&P Unity можно назвать проект реконструкции объектов образования в одном из областных центров Южного федерального округа.