Тема реализации инфраструктурных проектов на принципах «Умного города» является одним из самых обсуждаемых трендов последних месяцев. Утверждение паспорта ведомственного проекта еще больше подогрело интерес рынка к данному направлению развития. Регионы и муниципалитеты в экстренном порядке (иногда, нужно признать, довольно бессистемно) пытаются понять, какие акценты нужно менять в собственных планах развития. Частные инвесторы предвкушают дополнительные источники бюджетного финансирования и обновляют бизнес-планы проектов с тем, чтобы они в большей мере соответствовали идеям «цифровизации». Простой пример: запрос «умный город» в «Яндексе» на протяжении последнего месяца встречается с той же частотой, что и запрос «ГЧП» и опережает запрос «концессионное соглашение»1.
Хотелось бы немного порассуждать на тему перспектив «Умного города», а главное - того, готовы ли в экстренном порядке «поумнеть» наши муниципалитеты и инвесторы.
Планы и инструменты
Изучение паспорта «Умного города» без преувеличения заставляет чувствовать гордость за то, что ждет городское хозяйство РФ в ближайшие 5 лет. Так, доля жителей городов, имеющих возможность участвовать с использованием цифровых технологий в принятии решении по вопросам городского развития, должна вырасти с 5% в 2019 году до 60% в 2024 году2. По сравнению с текущей ситуацией, когда публичные слушания по изменению генерального плана зачастую проводятся максимально незаметно для населения в середине буднего дня, это существенный рывок вперед. То же касается и прочих сфер, тем более, направления развития городского хозяйства в рамках «Умного города» не ограничены и, теоретически, под них попадает многое – от автоматизации систем учета коммунальных ресурсов до «умных» остановок общественного транспорта.
Основным механизмом реализации проектов по развитию городской среды на принципах ГЧП сейчас является концессионное соглашение. Инструмент понятен инвесторам и публичным партнерам, дает необходимый уровень защиты. Традиционно наиболее популярная сфера запуска проектов – теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение. Далеко не все проекты такого рода отличаются «умной» начинкой – как правило, требуется в первую очередь «залатать прорехи», учитывая плачевное состояние «hard»-инфраструктуры.
Наращивает обороты тренд на запуск проектов в иных сферах – парки, освещение и др. Так, при правовой поддержке экспертов P&P Unity в 2018 году была запущена концессия в отношении объектов наружного освещения г. Волгограда с суммарным объемом инвестиций около 1 млрд рублей (см. case study). Первый в своем роде масштабный прецедент на рынке.
29 июля 2018 года принят закон, позволяющий запускать проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) в отношении IT-инфраструктуры, что является важной предпосылкой для запуска проектов «Умный город». Самостоятельным объектом концессионных соглашений и соглашений о ГЧП могут быть программы ЭВМ, базы данных, информационные системы и сопутствующая инфраструктура, включая технические средства и центры обработки данных. Такой шаг создает благоприятные перспективы для внедрения IT-решений в городскую среду (см. обзор P&P Unity и ФРИИ «ГЧП в IT: новые возможности»).
Реализация возможна?
Никто не отрицает, что пока муниципалитеты используют отнюдь не все возможности, заложенные в концессионном инструментарии: часто встречаются серьезные ошибки в подготовке проектов, которые затем препятствуют их эффективной реализации. Частные инвесторы в свою очередь, не видя внятных перспектив в конкретном проекте, не приходят в конкурсы, подготовленные публичной стороной. Это касается не только концессий, запускаемых маленькими сельскими поселениями, но и средних проектов на уровне городов. Причин такой ситуации несколько, не последняя из них – нехватка компетенций, необходимых для качественной подготовки проектов. Представляется, что добавление информационной компоненты в проекты не облегчит процесс их разработки, тем более, что пока практика реализации ГЧП-проектов в отношении информационных объектов не сформирована, а все мы помним, какое длительное время понадобилось рынку, чтобы привыкнуть к специфическому регулированию в сфере коммунальных концессий.
Добавляет вопросов и ограничение в отношении уровня реализации проектов, установленное для объектов информационных технологий: соглашения о муниципально-частном партнерстве в отношении таких объектов прямо запрещены, а возможность реализации концессий вызывает серьезные сомнения с учетом формулировок закона. Поэтому пока непонятно, по какой же правовой модели будут реализованы проекты, направленные на внедрение цифровых технологий в городскую среду. Возможно, это будет концессионная модель или СГЧП, но реализованные на региональном уровне, возможно – потребуется внесение изменений в законодательство или применение альтернативного варианта.
В любом случае очевидно – воплощение идей, заложенных в «Умном городе», потребует серьезной методологической работы, в первую очередь, на уровне муниципалитетов, а достижение заложенных показателей потребует не просто запуска, но качественной реализации соответствующих проектов.
Юридическая компания P&P Unity предлагает комплексное сопровождение проектов развития городской среды в формате "Умный город".
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
1 См. напр. https://wordstat.yandex.ru/#!/?words=%D1%83%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4.
2 См. цель и показатели ведомственного проекта Паспорта ведомственного проекта «Умный город», утвержденного приказом Минстроя РФ от 30.10.2018 года №695/пр.
Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.