Инфраструктура. Право. Решения.

10-12-2025
Новый акт

 

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий внесение изменений в правила реализации коммунальных концессий.

Основные нововведения заключаются в следующем:

  1. Существенным условием тарифных концессий будет являться обязанность концессионера по информированию концедента и тарифного органа о получении концессионером не предусмотренных концессионным соглашением бюджетных средств и (или) иного государственного (муниципального) имущества, используемых концессионером при создании (реконструкции) или эксплуатации объектов, переданных по концессионному соглашению, об объеме, условиях и сроках их предоставления, а также о предоставленных концессионеру иных мерах государственной поддержки, которые подлежат учету в соответствии с основами ценообразования в сфере тепло-, энерго-, водоснабжения, водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
  2. Для концессий в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения согласие антимонопольных органов теперь потребуется для изменения только существенных условий. В дополнение к существующим исключениям, когда согласие антимонопольного органа не требуется, добавлено изменение существенных условий при замене концессионера по концессионному соглашению. Действие новых правил будет распространяться в том числе на концессионные соглашения, заключенные до вступления в силу нового закона.
  3. Концессионеры по действующим концессиям, заключенным в отношении объектов тепло-, водоснабжения и (или) водоотведения («объекты») будут иметь преимущественное право на заключение нового соглашения в отношении объектов, входящих в состав объекта действующего соглашения. Если объект действующего соглашения расположен в ценовых зонах теплоснабжения, при этом действующий концессионер не является единой теплоснабжающей организацией, то преимущественное право на заключение концессионного соглашения в отношении такого объекта без проведения конкурса имеет единая теплоснабжающая организация.

Условия заключения

Условием заключения нового соглашения является:

  • отсутствие фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером обязательств по действующему соглашению, указанных в предупреждении, направленном концедентом в соответствии с частью 1.1 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях»);
  • достижение установленных действующим концессионным соглашением плановых значений показателей деятельности концессионера, действующих по состоянию на первое число календарного года, в котором подано предложение о заключении концессионного соглашения. 

Размер инвестиционных обязательств по новому соглашению должен быть не менее наибольшей из двух величин:

  • размер инвестиционных обязательств, необходимых для реализации мероприятий по актуализированным схемам тепло-, водоснабжения и водоотведения, за период с даты начала действия нового соглашения до даты окончания срока действия соответствующей схемы;
  • размер необходимой валовой выручки концессионера по действующему соглашению на последний полный год, увеличенный в 2 раза.

Подача и опубликование предложения

Предложение о заключении нового концессионного соглашения («предложение») в отношении объектов, входящих в состав объекта действующего соглашения, может быть подано действующим концессионером или потенциальным инвестором не ранее, чем за два года до окончания срока действующего соглашения.

В случае поступления предложения и принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения уполномоченный орган размещает такое предложение на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов вместе с проектом концессионного соглашения, а также, если предложение подано потенциальным инвестором, уведомляет действующего концессионера о принятии такого решения.

Поступление заявок

В течение 30 дней с даты размещения предложения заинтересованные лица вправе подать заявки о готовности к участию в конкурсе с приложением предложения о заключении концессионного соглашения и проекта концессионного соглашения.

Если заявки поступили, то концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, имеющим преимущественное право на заключение концессионного соглашения, на наилучших содержащихся в поступивших предложениях о заключении концессионного соглашения условиях. Содержащиеся в предложениях условия оцениваются в соответствии с критериями и в порядке, установленными для концессий в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения (ст. 47, ч. 2 ст. 49 Закона о концессиях).

В течение 10 дней со дня истечения 30-дневного срока для представления заявок уполномоченный орган извещает лицо, имеющее преимущественное право на заключение соглашения, о намерении заключить концессионное соглашение на наилучших содержащихся в поступивших предложениях условиях, с приложением проекта концессионного соглашения.

Если преимущественным правом обладает единая теплоснабжающая организация и она откажется от заключения концессионного соглашения на наилучших содержащихся в поступивших предложениях условиях или не сообщит о готовности заключить такое соглашение в течение 30 дней, то считается, что преимущественное право на заключение концессионного соглашения имеет действующий концессионер.

Если лицо, имеющее преимущественное право, в течение 30 дней сообщит о готовности заключить соглашение на таких условиях, то соглашение заключается с указанным лицом без проведения конкурса. Если такое лицо откажется или не сообщит о готовности заключить соглашение – концессионное соглашение заключается в порядке, предусмотренном Законом о концессиях для заключения соглашений по инициативе потенциального инвестора (ч.ч. 11 – 19 ст. 52 Закона о концессиях).

Если заявки не поступили и в случае, если действующий концессионер / единая теплоснабжающая организация не воспользовались преимущественным правом на заключение соглашения, концессионное соглашение заключается с лицом, выступившим с инициативой заключения соглашения, без проведения конкурса.

Отмена решения о заключении

Решение о заключении концессии с действующим концессионером подлежит отмене уполномоченным органом в следующих случаях:

  • возникновение до окончания срока действия действующего соглашения фактов неисполнения (ненадлежащего исполнения) действующим концессионером его обязательств по этому соглашению, указанных в   предупреждении о необходимости исполнения концессионером в разумный срок обязательств концессионера, направленном концедентом в соответствии с частью 1.1 статьи 15 Закона о концессиях;
  • досрочное расторжение действующего соглашения на основании решения суда по требованию концедента в случае существенного нарушения концессионером условий действующего концессионного соглашения;
  • недостижение действующим концессионером плановых значений показателей деятельности концессионера, установленных на последний день действия концессионного соглашения.

Конкурс

В случае непоступления от действующего концессионера или потенциального инвестора предложения, но не ранее, чем за 18 месяцев до даты окончания срока действующей концессии уполномоченный орган вправе принять решение о заключении нового концессионного соглашения в целях приема заявок на участие в конкурсе. В таком случае уполномоченный орган размещает конкурсную документацию и сообщение о проведении конкурса, а также извещает действующего концессионера о принятии такого решения.

 

Новая редакция закона вступает в силу с 1 марта 2026 года, за исключением положений, касающихся согласования изменений условий концессионных соглашений с антимонопольными органами, которые вступают в силу со дня опубликования закона.

 

 


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.


Последние статьи

ГЧП-советник стал одним из лидеров рейтинга юридических Телеграм-каналов за 2025 год
11 Dec 2025
Новости

ГЧП-советник стал одним из лидеров рейтинга юридических Телеграм-каналов за 2025 год

По итогам рейтинга за 2025 год от Veta Телеграм-канал ГЧП-советник занял высокие позиции во всех трех номинациях в сфере государственно-частного партнерства.

P&P Unity укрепила свои лидерские позиции на юридическом рынке
09 Dec 2025
Новости

P&P Unity укрепила свои лидерские позиции на юридическом рынке

P&P Unity — лидер на юридическом рынке в шести отраслях по версии «Право-300».

Партнёры P&P Unity — в числе ведущих юристов по версии «Российской газеты» в трех номинациях
04 Dec 2025
Новости

Партнёры P&P Unity — в числе ведущих юристов по версии «Российской газеты» в трех номинациях

По итогам исследования «Рейтинг юристов и их компаний — 2025» от RG.ru партнёры компании P&P Unity были признаны лидирующими юристами в нескольких практиках.