Инфраструктура. Право. Решения.

31-07-2024
Новый акт

Ранее мы публиковали обзор текста законопроекта, внесенного на рассмотрение Государственной Думы. В настоящем материале обновляем обзор с учетом изменений, внесенных в финальную редакцию законопроекта.

До недавнего времени возможность заключения соглашения о государственно-частном партнерстве («СГЧП»), предметом которого является реконструкция, существовала только в отношении объектов, находящихся в собственности публичного партнера[1], кроме того земельный участок, предоставляемый частному партнеру в целях исполнения СГЧП, также должен был находиться в собственности публичного партнера[2].

В июле 2024 года в третьем чтении принят законопроект, позволяющий реализовывать проекты ГЧП в отношении:

  • реконструкции частных промышленных объектов[3];
  • строительства промышленных объектов на земельных участках, находящихся на момент заключения соглашения в собственности частного партнера.

Частные промышленные объекты и частные земельные участки по таким проектам должны быть свободны от прав третьих лиц на момент заключения СГЧП.

Публичным партнером в рамках таких проектов будет являться Российская Федерация.

Такие проекты должны соответствовать следующим критериям:

  1. проект соответствует требованиям к проектам технологического суверенитета или проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации;
  2. объем финансирования строительства или реконструкции объекта составляет не менее 10 млрд рублей;
  3. объем финансирования проекта за счет собственных средств частного партнера составляет не менее 15 % от общего объема финансирования проекта;
  4. объем финансирования публичным партнером строительства или реконструкции, эксплуатации и технического обслуживания объекта не превышает в совокупности объема финансирования (за счет собственных или заемных средств) частным партнером указанных мероприятий и (при наличии) размера платы частного партнера за период действия соглашения.

Законопроектом установлен следующий порядок запуска таких проектов:

  1. частный партнер разрабатывает предложение о реализации проекта («предложение») и направляет его в Правительство РФ, которое в течение 10 рабочих дней перенаправляет его на рассмотрение в уполномоченный орган;
  2. уполномоченный орган рассматривает предложение в течение 30 дней и принимает решение о возможности или невозможности реализации проекта (в случае несоответствия проекта вышеуказанным критериям или наличия общих оснований, предусмотренных частью 7 статьи 8 Закона о ГЧП);
  3. если принято решение о возможности реализации проекта – публичный партнер готовит проект решения о реализации проекта и представляет его в Правительство РФ после согласования с Минэкономразвития России и Минфином России;
  4. Правительство РФ вправе принять решение о реализации проекта в течение 30 дней с момента получения проекта такого решения;
  5. если Правительство принимает решение о реализации проекта – публичный партнер размещает такое решение и предложение на сайте для принятия заявлений от иных лиц о намерении участвовать в конкурсе на условиях, указанных в решении:
  • если в течение 45 дней заявления от иных лиц не
  • поступили или поступили заявления от лиц, не соответствующих установленным требованиям, публичный партнер принимает решение о заключении СГЧП с инициатором проекта; если в течение 45 дней поступили заявления от иных лиц и хотя бы одно из лиц соответствует установленным требованиям, публичный партнер в течение 180 дней обеспечивает организацию и проведение конкурса на право заключения СГЧП.

Законопроектом установлены критерии, которые должны устанавливаться в случае проведения конкурса на заключение СГЧП в отношении таких проектов:

  • объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной СГЧП;
  • период со дня подписания СГЧП до дня, когда производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) при осуществлении деятельности, предусмотренной СГЧП, будет осуществляться в предусмотренном СГЧП объеме;
  • размер финансового участия публичного партнера – если такое участие предусмотрено решением о реализации проекта; вес критерия не может составлять менее 0,5.

Конкурсная документация не должна содержать положений, устанавливающих, что этот конкурс проводится в отношении промышленных объектов и (или) земельного участка, указанных в предложении.

Законопроектом также установлены существенные условия, которые должны содержаться в таких СГЧП:

  • перечень и объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) в рамках реализации СГЧП;
  • обязательство частного партнера по реализации произведенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в течение установленного в соглашении срока, а также требования к качеству этих товаров (работ, услуг).

Замена частного партнера по таким проектам не допускается. В случае досрочного прекращения СГЧП по решению суда в связи с существенным нарушением частным партнером условий СГЧП объект соглашения подлежит передаче в собственность публичного партнера, за исключением случая компенсации частным партнером затрат публичного партнера, осуществленных в соответствии с соглашением, а также убытков, причиненных публичному партнеру досрочным прекращением.

Иные изменения

Законопроектом предлагается ввести новую статью «Финансовое участие публичного партнера», по аналогии со вступившей в силу с октября 2023 года статьей 10.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях»).

Как и в Законе о концессиях, в Законе о ГЧП предлагается предусмотреть три формы финансового участия публичного партнера: капитальный грант, плата публичного партнера и возмещение недополученных частным партнером доходов в целях обеспечения минимального гарантированного дохода.

Предельный размер финансового участия публичного партнера по законопроекту должен быть меньше общего размера расходов на создание объекта, в то время как в рамках концессионных проектов предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание (реконструкцию) объекта, а также на использование (эксплуатацию) объекта и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Также законопроект предусматривает исключение положения о том, что объем частного финансирования, подлежащего привлечению для исполнения соглашения, является обязательным критерием конкурсной документации.

Законопроектом вносятся изменения в положение Закона о ГЧП, касающееся включения в СГЧП обязательства частного партнера по передаче объекта в собственность публичного партнера по истечении определенного соглашением срока. В текущей редакции закона в целях распределения права собственности сравниваются расходы на создание объекта каждой из сторон, а также стоимость имущества (прав на него), передаваемого публичным партнером частному. В новой редакции в сравнении будут также учитываться расходы сторон на эксплуатацию и техническое обслуживание, а также размер платы частного партнера (при ее наличии).

Также уточнена формулировка о возможности обращения взыскания на переданный в залог объект соглашения или права по СГЧП. Согласно действующей редакции закона о ГЧП обращение взыскания возможно в том числе в случае, если СГЧП не было досрочно прекращено по решению суда в связи с существенным нарушением соглашения частным партнером. В новой редакции данное положение исключается и указывается, что взыскание возможно, если СГЧП не содержит обязательство частного партнера по передаче объекта соглашения в собственность публичного партнера при досрочном прекращении.

 

После одобрения Советом Федерации и подписания Президентом изменения вступят в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

 

 


[1] Часть 4 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>» («Закон о ГЧП»).

[2] Часть 3 статьи 33 Закона о ГЧП.

[3] Под промышленными объектами здесь и далее понимаются имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности (пункт 18 части 1 статьи 7 Закона о ГЧП).

 


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.


Последние статьи

Принят законопроект о наделении «Роскосмоса» возможностью выпускать облигации
12 Dec 2024
Новый акт

Принят законопроект о наделении «Роскосмоса» возможностью выпускать облигации

11 декабря 2024 Государственной думой был принят законопроект, наделяющий «Роскосмос» правом выпускать облигации.

Принят федеральный закон, вводящий новые требования к соглашениям о защите и поощрении капиталовложений
03 Dec 2024
Новый акт

Принят федеральный закон, вводящий новые требования к соглашениям о защите и поощрении капиталовложений

30 ноября 2024 был подписан Федеральный закон от 30 ноября 2024 № 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»

Законопроект о частных инвестициях в объекты культурного наследия принят в третьем чтении
23 Nov 2024
Новый акт

Законопроект о частных инвестициях в объекты культурного наследия принят в третьем чтении

В третьем чтении принят проект федерального закона, регулирующий вопросы осуществления частных инвестиций в сохранение объектов культурного наследия, внесенный в Государственную Думу Российской Федерации еще в конце 2018 года

Аспекты расчета эффективности и сравнительного преимущества ГЧП-проектов

Аспекты расчета эффективности и сравнительного преимущества ГЧП-проектов

При реализации проекта государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства как на основании частной, так и на основании публичной инициативы уполномоченный орган должен провести оценку эффективности проекта и определение его сравнительного преимущества.