Инфраструктура. Право. Решения.

 

«Частная инициатива» активно используется инвесторами для запуска концессионных проектов. Этот механизм предполагает возможность заключения концессионного соглашения на основе предложения потенциального концессионера без прохождения конкурсного отбора (в случае отсутствия иных заинтересованных в проекте лиц).

В зависимости от того, в чьей собственности находится или будет находиться объект концессионного соглашения, предложение о заключении концессионного соглашения направляется в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование («концедент»)1. Далее оно рассматривается органом, уполномоченным концедентом на рассмотрение предложения2, который принимает решение о возможности или невозможности заключения концессионного соглашения3.

Закон о концессиях не указывает, в каком порядке предоставляются полномочия по рассмотрению инициативы. Вместе с тем, данный вопрос часто появляется как у потенциальных концессионеров, так и концедентов.

Исходя из практики реализации концессионных проектов, ниже мы рассмотрели возможные способы определения органа, уполномоченного на рассмотрения инициативы:

  • Распределение полномочий на постоянной основе

Концедент наделяет полномочиями, связанными с рассмотрением предложений о заключении концессионного соглашения, отдельный орган власти на постоянной основе.

―   профильный «инвестиционный» орган власти, обеспечивающий реализацию политики в сфере инвестиционной деятельности (например, Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края)4 – зачастую такой орган и является «агрегатором» всех предложений;

―   отраслевые органы (например, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области)5 – рассматривают инициативы в рамках своих компетенций.

Концедент, получивший предложение, направляет его в заранее определенный орган на рассмотрение.

  • Уполномоченный орган определяется для каждой инициативы отдельно

В случае использования данного варианта концедент, получив предложение, принимает в отношении него решение о наделении конкретного органа полномочиями, связанными с рассмотрением такого предложения, а затем направляет предложение в указанный орган.

Полномочиями может быть наделен, например, отраслевой орган, обеспечивающий реализацию политики в какой-либо сфере (ЖКХ, медицина, спорт и т.д.). Например, таким образом было уполномочено Министерство здравоохранения Республики Дагестан в целях рассмотрения предложения в отношении объекта здравоохранения "Здание поликлиники при Республиканской больнице восстановительного лечения"6.

  • Концедент самостоятельно выполняет функцию уполномоченного органа

Концедент в лице Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (в зависимости от уровня реализации концессионного проекта) вправе не только получить предложение, но и самостоятельно рассмотреть его, не передавая соответствующие полномочия иному органу.

Например, в Хабаровске уполномоченным на рассмотрение предложений органом является Администрация города Хабаровска7.

Возможность использования такого варианта основана на принципе, согласно которому орган власти может наделить другой орган только теми полномочиями, которыми он обладает сам.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Часть 4.2 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

2 Часть 4.4 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

3 Часть 4.4 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

4 См., Порядок рассмотрения предложения лица, выступившего с инициативой заключения концессионного соглашения, утв. постановлением Администрации Алтайского края от 09.08.2016 № 263.

5 См. распоряжение Правительства Кировской области от 15.10.2015 № 411 «Об определении уполномоченного органа на рассмотрение предложений о заключении концессионных соглашений о создании объектов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».

6 См. распоряжение Правительства РД от 19.08.2016 № 346-р «Об определении Министерства здравоохранения Республики Дагестан органом, уполномоченным на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения в отношении объекта здравоохранения «Здание поликлиники при Республиканской больнице восстановительного лечения».

7 См. положение о порядке регулирования отношений, возникающих в процессе реализации Федерального закона 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», и об установлении порядка определения концессионной платы, утв. постановлением Мэра города Хабаровска от 18.08.2008 № 2413.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Партнёры P&P Unity — в числе ведущих юристов по версии «Российской газеты» сразу в трех номинациях
04 Dec 2025
Новости

Партнёры P&P Unity — в числе ведущих юристов по версии «Российской газеты» сразу в трех номинациях

По итогам исследования «Рейтинг юристов и их компаний — 2025» от RG.ru партнёры компании P&P Unity были признаны лидирующими юристами сразу в нескольких практиках.

Заключено концессионное соглашение в отношении объекта по обращению с ТКО в Новгородской области
18 Nov 2025
Новости

Заключено концессионное соглашение в отношении объекта по обращению с ТКО в Новгородской области

Состоялось подписание концессионного соглашения по строительству комплекса по обращению с твердыми коммунальными отходами между Новгородской областью и ООО «Экорегион». 

 

Партнер P&P Unity Олеся Белоусова дала комментарий для журнала «РЖД-партнёр»
17 Nov 2025
Новости

Партнер P&P Unity Олеся Белоусова дала комментарий для журнала «РЖД-партнёр»

Партнер P&P Unity Олеся Белоусова прокомментировала, почему механизм ГЧП и государственные гарантии являются ключом к финансированию создания подвижного состава для ВСМ Москва — Санкт-Петербург. 

ГЧП в Арктике
13 Nov 2025
Аналитика

ГЧП в Арктике

Эксперты P&P Unity подготовили обзор "ГЧП в Арктике", в котором проанализированы правовая и организационная база развития Арктики, а также модели реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства.