Инфраструктура. Право. Решения.

 

Большинство объектов коммунальной инфраструктуры эксплуатируется государственными или муниципальными предприятиями («предприятие»). При запуске концессионного проекта в отношении таких объектов вопрос судьбы предприятия всегда актуален.

Особую значимость он приобретает в проектах в сфере теплоснабжения и водоснабжения: многие из предприятий этой отрасли находятся в предбанкротном состоянии. Передача имущества такого предприятия концессионеру может ускорить наступление банкротства. Это порождает риск оспаривания сделки по передаче имущества по основаниям, предусмотренным законодательством о банкротстве (причинение вреда кредиторам). Передать имущество предприятия, в отношении которого процедура банкротства уже началась, еще сложнее – концедент, хоть и оставаясь собственником имущества, уже не может распоряжаться им без ограничений, накладываемых законом.

Помимо вопросов, связанных с кредиторской задолженностью, перед концедентом встает дилемма – прекращать права предприятия на объект концессии или нет. Зачастую от ответа на этот вопрос зависит дальнейшее поведение кредиторов.

Судя по нашему опыту, прекращение прав предприятия иногда становится для кредиторов «красной тряпкой». Их основной довод – предприятие окончательно теряет ресурс, который позволяет ему рассчитываться с долгами. Тем более, судебная практика по вопросам возможности прекращения прав по инициативе собственника имущества неоднозначна.

В то же время сохранение прав предприятия на объект концессии не означает, что предприятие и дальше сможет распоряжаться имуществом. Таким образом, от оспаривания сделки по передаче имущества концессионеру как причиняющей вред интересам кредиторов сохранение права хозяйственного ведения не спасет. Аналогично кредиторы не получат никаких дополнительных гарантий возврата долга. При таком подходе ситуация просто «консервируется»: права предприятия остаются как некая «прослойка» между правами концедента и концессионера, а для предприятия вынужденно находится роль в системе отношений концессионер-концедент.

Иными словами, ситуация не совсем однозначная и решить ее позволят только кардинальные меры – расчет с кредиторами и ликвидация предприятия.

Использовать такое радикальное решение помогут новеллы концессионного законодательства, вступившие в силу с 1 января 2017 года. Теперь часть долгов предприятий можно перекладывать на плечи концессионера: речь идет о включении в концессионную плату долгов по оплате труда, энергоресурсов, кредитным договорам в целях финансирования инвестиционных программ, налогов и обязательных платежей (принимаются в расчет долги только за 2 года до принятия решения о заключении концессионного соглашения) (статья 41 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях»)).

Вторая важная для рассматриваемого вопроса новелла - это обязанность концедента исключить из устава предприятия применимый вид деятельности (в сфере водоснабжения или теплоснабжения) в течение одного года с момента вступления в силу концессионного соглашения, если переданы все объекты теплоснабжения или водоснабжения, принадлежащие предприятию. Предприятие подлежит ликвидации, если в результате такой корректировки устава из него исключены все виды деятельности (части 4-5 статьи 39 Закона о концессиях).

Безусловно вектор правильный, но он охватывает только часть коммунальных объектов. Также нельзя сказать, что проблема решена полностью и безоговорочно для тепла и воды: нет прямого требования о прекращении прав предприятия на имущество (не все муниципалитеты рискнут прекратить право предприятия, даже если в уставе нет соответствующего вида деятельности) и не ясно как поступать в случае, если часть имущества остается за предприятием. В таком случае ситуация может снова законсервироваться.

Надеемся, что расставить точки на «i» позволит правоприменительная практика. 


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

Поделиться:

Последние статьи

Минприроды России предлагает расширить перечень форм финансирования проектов в сфере ТКО через Российского экологического оператора
15 Apr 2021
Новости

Минприроды России предлагает расширить перечень форм финансирования проектов в сфере ТКО через Российского экологического оператора

Подготовлен проект изменений в постановление Правительства РФ от 20.12.2019 № 1727, которое регулирует правила предоставления федеральных средств ППК «РЭО» 

Предоставление специализированным обществом займов концессионерам и частным партнерам
14 Apr 2021
Новости

Предоставление специализированным обществом займов концессионерам и частным партнерам

Минстроем России подготовлены изменения в Правила финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций СОПФ

P&P Unity вошла в международный рейтинг The Legal 500
14 Apr 2021
Новости

P&P Unity вошла в международный рейтинг The Legal 500

Компания отмечена в номинации «PPP and infrastructure projects»

На ГЧП-советнике появился раздел «Регионы»
13 Apr 2021
Новости

На ГЧП-советнике появился раздел «Регионы»

В разделе участники рынка смогут найти информацию об особенностях запуска и реализации ГЧП-проектов в конкретных регионах, их инвестиционных потребностях