Инфраструктура. Право. Решения.

 

Кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам.[1]

Для определения размера резерва ссуды классифицируются по одной из пяти категорий качества на основании профессиональной оценки кредитного риска (в рассматриваемой ситуации) каждого отдельного ГЧП-проекта.[2]

Положение № 590-П, равно как и иные нормативные акты Банка России, на сегодняшний день не относит ссуды, выданные в рамках реализации ГЧП-проектов, к определенной категории качества.

Единственной специальной нормой Положения № 590-П в отношении ГЧП-проектов является нераспространение более строгих правил обязательного резервирования в отношении ссуд, выданных компаниям, не осуществляющим реальной деятельности, либо осуществляющим деятельность в незначительных объемах, несопоставимых с размером выданной ссуды.[3]

Идеи о введении механизмов снижения норм обязательного резервирования для ГЧП-проектов высказывались Минэкономразвития России неоднократно:

  • в 2015 году планировалось появление таких механизмов за счет законопроекта «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», который в итоге так и не был принят;[4]
  • в 2017-2018 годах, посредством утверждения и реализации дорожной карты инфраструктурной ипотеки,[5] после опубликования которой[6] внесения изменений в части снижения таких норм в Положение № 590-П, как и в иные нормативные акты Банка России, не последовало.

Следует отметить, что одним из важных факторов, влияющих на норму резервирования, является наличие или отсутствие обеспечения по ссуде, так как при отсутствии обеспечения по ссуде резерв формируется в размере расчетного резерва.[7] При наличии обеспечения вероятность формирования банком низкого либо вовсе нулевого резерва значительно выше.

Круг возможных способов обеспечения обязательств по выданной ссуде в рамках ГЧП-проекта ограничен законодательно. Например, поскольку объект концессионного соглашения может находиться исключительно в собственности концедента, концессионер не вправе передавать объект концессионного соглашения в залог, в том числе, в обеспечение своих кредитных обязательств перед банком.[8]

Концессионер вправе передавать в залог только свои права по концессионному соглашению в порядке, предусмотренном концессионным соглашением и прямым соглашением, заключаемым между концедентом, концессионером и кредиторами.[9]

Однако, указанное обеспечение не включено Банком России в перечень видов обеспечения, учитываемых при формировании резерва.

Учитывая твердую позицию Минэкономразвития России по вопросу о необходимости снижения норм резервирования потерь по ссудам, выдаваемых в рамках ГЧП-проектов, в России в последние годы сложилась объективная экономическая необходимость в принятии таких положений.

С учетом объективных особенностей финансирования концессий и применяемого для этих целей специального инструментария, представляется возможным:

  • как минимум, учитывать такой специфический способ обеспечения возврата ссуды, как залог прав требования по концессионному соглашению, сопровождаемый заключением прямого соглашения, в качестве обеспечения, влияющего на размер резерва;
  • как максимум, рассмотреть возможность выделения особенностей определения категории качества для ссуд, выданных в целях финансирования концессионного проекта.

[1] П. 1.1 Положения о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (утв. Банком России 28 июня 2017 года № 590-П) (далее – Положение № 590-П).

[2] П. 1.7 Положения № 590-П.

[3] П. 3.12.2.14 Положения № 590-П.

[4] https://rg.ru/2015/04/07/gchp.html

[5] https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/09/21/734701-massovuyu-stroiku-infrastrukturi

[6] http://government.ru/news/31625/

[7] Абз. 3 п. 1.6. Положения № 590-П.

[8] Ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессиях).

[9] Ч. 4 ст. 5 Закона о концессиях.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

Поделиться:

Последние статьи

Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете офшорным компаниям заключать концессии в сфере ЖКХ
07 Dec 2022
Новый акт

Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете офшорным компаниям заключать концессии в сфере ЖКХ

6 декабря 2022 года Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в часть 1 статьи 40 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

Разработан проект правил финансирования модернизации  систем коммунальной инфраструктуры Фондом развития территорий
06 Dec 2022
Новый акт

Разработан проект правил финансирования модернизации систем коммунальной инфраструктуры Фондом развития территорий

Минстрой России подготовил проект постановления Правительства РФ, утверждающий Правила предоставления финансовой поддержки за счет средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 – 2027 годы

Компания P&P Unity – в лидерах рынка «Право.ru – 300»
05 Dec 2022
Новости

Компания P&P Unity – в лидерах рынка «Право.ru – 300»

3 декабря были опубликованы результаты исследования юридического рынка «Право.ru-300»

Антимонопольный орган будет давать согласие на изменение коммунальной концессии в случае финансирования проекта за счет Фонда развития территорий
01 Dec 2022
Новый акт

Антимонопольный орган будет давать согласие на изменение коммунальной концессии в случае финансирования проекта за счет Фонда развития территорий

ФАС России подготовлен проект изменений в Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 № 368