Кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам1.
Для определения размера резерва ссуды классифицируются по одной из пяти категорий качества на основании профессиональной оценки кредитного риска (в рассматриваемой ситуации) каждого отдельного ГЧП-проекта2.
Положение № 590-П, равно как и иные нормативные акты Банка России, на сегодняшний день не относит ссуды, выданные в рамках реализации ГЧП-проектов, к определенной категории качества.
Единственной специальной нормой Положения № 590-П в отношении ГЧП-проектов является нераспространение более строгих правил обязательного резервирования в отношении ссуд, выданных компаниям, не осуществляющим реальной деятельности, либо осуществляющим деятельность в незначительных объемах, несопоставимых с размером выданной ссуды3.
Идеи о введении механизмов снижения норм обязательного резервирования для ГЧП-проектов высказывались Минэкономразвития России неоднократно:
- в 2015 году планировалось появление таких механизмов за счет законопроекта «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», который в итоге так и не был принят4.
- в 2017-2018 годах, посредством утверждения и реализации дорожной карты инфраструктурной ипотеки,5 после опубликования которой6 внесения изменений в части снижения таких норм в Положение № 590-П, как и в иные нормативные акты Банка России, не последовало.
Следует отметить, что одним из важных факторов, влияющих на норму резервирования, является наличие или отсутствие обеспечения по ссуде, так как при отсутствии обеспечения по ссуде резерв формируется в размере расчетного резерва7. При наличии обеспечения вероятность формирования банком низкого либо вовсе нулевого резерва значительно выше.
Круг возможных способов обеспечения обязательств по выданной ссуде в рамках ГЧП-проекта ограничен законодательно. Например, поскольку объект концессионного соглашения может находиться исключительно в собственности концедента, концессионер не вправе передавать объект концессионного соглашения в залог, в том числе, в обеспечение своих кредитных обязательств перед банком8.
Концессионер вправе передавать в залог только свои права по концессионному соглашению в порядке, предусмотренном концессионным соглашением и прямым соглашением, заключаемым между концедентом, концессионером и кредиторами9.
Однако, указанное обеспечение не включено Банком России в перечень видов обеспечения, учитываемых при формировании резерва.
Учитывая твердую позицию Минэкономразвития России по вопросу о необходимости снижения норм резервирования потерь по ссудам, выдаваемых в рамках ГЧП-проектов, в России в последние годы сложилась объективная экономическая необходимость в принятии таких положений.
С учетом объективных особенностей финансирования концессий и применяемого для этих целей специального инструментария, представляется возможным:
- как минимум, учитывать такой специфический способ обеспечения возврата ссуды, как залог прав требования по концессионному соглашению, сопровождаемый заключением прямого соглашения, в качестве обеспечения, влияющего на размер резерва;
- как максимум, рассмотреть возможность выделения особенностей определения категории качества для ссуд, выданных в целях финансирования концессионного проекта.
1 П. 1.1 Положения о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (утв. Банком России 28 июня 2017 года № 590-П) (далее – Положение № 590-П).
2 П. 1.7 Положения № 590-П.
3 П. 3.12.2.14 Положения № 590-П.
4 https://rg.ru/2015/04/07/gchp.html
5 https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/09/21/734701-massovuyu-stroiku-infrastrukturi
6 http://government.ru/news/31625/
7 Абз. 3 п. 1.6. Положения № 590-П.
8 Ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессиях).
9 Ч. 4 ст. 5 Закона о концессиях.
Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.