Инфраструктура. Право. Решения.

29-07-2021
Новости

 

Постановлением Правительства РФ от 07.07.2021 № 1129 были внесены изменения в Правила финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2459 («Правила»).

Правила регулируют порядок предоставления специализированным обществом проектного финансирования («СОПФ») займов для создания объектов инфраструктуры за счет средств, привлеченных путем выпуска облигаций. Сто процентов акций (долей участия в уставном капитале) СОПФ может принадлежать АО «ДОМ.РФ» или иной организации, определенной Правительством РФ.

Изменения, внесенные в Правила, позволят предоставлять займы со стороны СОПФ концессионерам и частным партнерам по соглашениям о ГЧП (МЧП) в целях строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры. 

Объект концессии / соглашения о ГЧП (МЧП)

Заем предоставляется в целях создания объектов, необходимых для обеспечения жилищного строительства (социальная, транспортная инфраструктура, внешние сети водоснабжения и водоотведения, газо-, тепло- и электроснабжения) и для развития городской инфраструктуры (общегородские объекты ЖКХ, социальная и транспортная инфраструктура, общественные пространства, объекты информационных технологий ). 
Необходимо учитывать, что объект, в отношении которого реализуется проект, должен являться допустимым объектом концессионного соглашения или соглашения о ГЧП (МЧП) с точки зрения соответствующего законодательства.

Критерии отбора

Решение об отборе проекта для предоставления займа СОПФ принимается Межведомственной комиссией по отбору проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры при Минстрое России («межведомственная комиссия») (в отношении объектов, необходимых для обеспечения жилищного строительства) либо Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации или ее президиумом (штабом) (в отношении объектов, необходимых для развития городской инфраструктуры, а также в отношении объектов, необходимых для обеспечения жилищного строительства, если долг субъекта РФ, на территории которого реализуется проект, превышает 50% и не превышает 75% от общего объема доходов).

Решение об отборе принимается с учетом следующих критериев:

а)     реализация проекта на территории Российской Федерации;

б)     срок реализации проекта – от 3 до 30 лет;

в)     размер собственных средств участника проекта, направляемых на финансирование проекта – не менее 20 % полной стоимости проекта без учета объема расходов, принимаемых на себя концедентом или публичным партнером (без учета НДС в составе таких затрат);

г)     наличие документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, в соответствии с которыми на земельном участке возможно осуществление строительства и (или) реконструкции, либо наличие в соглашении и (или) решении о заключении соглашения (решении о реализации проекта) обязательств концедента или публичного партнера по утверждению указанных документов и правил в срок, не превышающий 6 месяцев со дня заключения соглашения, а при реализации концессионного проекта на основании концессионного соглашения, третьей стороной которого является субъект РФ, – соответствующих обязательств указанного субъекта РФ;

д)     наличие положительного экспертного заключения учредителя СОПФ (АО «ДОМ.РФ или иная организация, определенная Правительством РФ) о целесообразности реализации проекта, при этом основанием для выдачи положительного экспертного заключения учредителя по проекту является расчетное превышение прогнозных (без учета дисконтирования) объемов поступлений от реализации проекта накопленным итогом за период, в котором подлежат уплате проценты по договору займа с СОПФ, над объемом обязательств по договору займа с СОПФ, включающим объем обязательств по погашению суммы основного долга и уплате процентов за пользование займом, накопленным итогом за период, в котором подлежат уплате проценты по договору займа, не менее чем в 1,05 раза и не более чем в 1,2 раза. Заключение должно содержать описание уровня рисков и анализ финансовой модели проекта, а также анализ необходимого объема финансовых обязательств концедента и (или) субъекта РФ, если он является третьей стороной концессионного соглашения, либо публичного партнера, обеспечивающих окупаемость проекта и возвратность всех заемных средств, привлекаемых участником отбора в целях его реализации.

Для получения займа участник проекта (концессионер или частный партнер) должен соответствовать требованиям, предъявляемым к его статусу, уставному капиталу, бенефициарам и т. п., которые установлены Правилами.

Изменения в Правила также предусматривают перечень документов, необходимых для получения займа (заявление, паспорт проекта, документы, подтверждающие соответствие требованиям и критериям).
 

Заключение договора займа

Заключение СОПФ договора займа осуществляется при соблюдении следующих условий:

а)    наличие обязательства концедента и (или) субъекта РФ, если он является третьей стороной концессионного соглашения, либо публичного партнера предусмотреть бюджетные ассигнования на исполнение финансовых обязательств соответственно концедента и (или) субъекта РФ либо публичного партнера, в том числе при необходимости в государственных/муниципальных программах и (или) иных документах стратегического планирования. Указанные финансовые обязательства включают в том числе расходы на софинансирование проектирования, строительства и (или) реконструкции объекта инфраструктуры, возмещение расходов участника отбора, в том числе выплачиваемое при досрочном прекращении соглашения. При этом в случае досрочного прекращения соглашения срок, в течение которого должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования, должен составлять не более 180 дней со дня досрочного прекращения соглашения;

б)    наличие обязательства концедента и (или) субъекта РФ, если он является третьей стороной концессионного соглашения, либо публичного партнера по выплате возмещения по требованию концессионера или частного партнера. При этом при досрочном прекращении соглашения срок выплаты возмещения не должен превышать 270 дней со дня досрочного прекращения соглашения, а порядок определения размера возмещения должен предусматривать включение в состав возмещения в том числе следующих расходов: фактически понесенные расходы на проектирование, строительство и (или) реконструкцию, расходы на уплату процентов по договору займа с СОПФ (в том числе в связи с их капитализацией), комиссий и иных платежей по договору займа с СОПФ, расходы на использование (эксплуатацию) (эксплуатацию и (или) техническое обслуживание) объекта инфраструктуры;

в)    объем финансовых обязательств концедента и (или) субъекта РФ, если он является третьей стороной концессионного соглашения, либо публичного партнера составляет не менее определенного в экспертном заключении учредителя о целесообразности реализации проекта объема таких обязательств, обеспечивающих окупаемость проекта и возвратность всех заемных средств, привлекаемых участником отбора в целях реализации соответствующего проекта, за исключением случая предоставления участником отбора дополнительного обеспечения исполнения обязательств по возврату суммы займа (погашению основного долга) и по уплате процентов за пользование займом по договору займа с СОПФ.
 

Договор займа должен соответствовать следующим требованиям:

а)    использование средств займа допускается только на цели проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, указанные выше, на основании концессионного соглашения или соглашения о ГЧП (МЧП);

б)    обязательства участника проекта по возврату суммы займа (погашению суммы основного долга) и по уплате процентов за пользование займом по договору займа должны быть обеспечены залогом прав требования участника проекта по соглашению (также может быть предусмотрена необходимость предоставления дополнительного обеспечения);

в)    срок действия договора займа не должен превышать 30 лет;

г)    сумма займа составляет не менее 300 млн рублей;

д)    средства займа предоставляются заемщику после:

  • заключения участником отбора прямого соглашения с концедентом или публичным партнером и СОПФ, которым определяются права и обязанности сторон в течение срока исполнения соглашения, а также при изменении и прекращении (расторжении) соглашения;
  • заключения участником проекта договора о банковском сопровождении реализации проекта с уполномоченным банком в сфере жилищного строительства;
  • выполнения иных условий в случае, если они предусмотрены решением об отборе проекта.

е)    средства займа перечисляются СОПФ заемщику на отдельный банковский счет с ограничениями проведения операций по счету на условиях, установленных договором о банковском сопровождении реализации проекта. Размер вознаграждения банка по такому договору о банковском сопровождении не должен превышать 0,5 процента суммы займа.
 


Помимо распространения Правил на проекты, реализуемые на основе концессионных соглашений и соглашений о ГЧП (МЧП), постановлением Правительства РФ от 07.07.2021 № 1129 предусмотрены, в частности, следующие изменения:

  1. Установление размера допустимого государственного долга субъекта РФ, на территории которого реализуется проект, на уровне 75 % от общего объема доходов (при этом по проектам жилищного строительства и проектам в отношении объектов инфраструктуры, необходимых для обеспечения жилищного строительства, в случае, если долг не превышает 50 %, то решение об отборе принимается межведомственной комиссией, а если превышает 50 %, но не превышает 75 % – Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации или ее президиумом (штабом), по проектам развития городской инфраструктуры решение всегда принимается Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации или ее президиумом (штабом));
  2. Проектирование объекта напрямую предусмотрено в качестве направления, на которое могут расходоваться заемные средства;
  3. Перечень объектов, в отношении которых могут быть реализованы проекты развития городской инфраструктуры, дополнен объектами информационных технологий, имуществом, технологически связанным с одним или несколькими такими объектами и предназначенным для обеспечения их функционирования, телекоммуникационными сетями, а также совокупностью зданий, частей зданий или помещений, объединенных единым назначением с движимым имуществом, технологически связанным с объектами информационных технологий, и предназначенных для автоматизации с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных процессов формирования, хранения, обработки, приема, передачи, доставки информации, обеспечения доступа к ней, ее представления и распространения (центры обработки данных).

 


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

Поделиться:

Последние статьи

Правительство утвердило правила превышения предельного индекса изменения платы за коммунальные услуги
15 Oct 2021
Новый акт

Правительство утвердило правила превышения предельного индекса изменения платы за коммунальные услуги

7 октября 2021 года Правительством РФ принято постановление, предусматривающее внесение изменений в Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации

Правительство РФ разработало правила финансирования коммунальных проектов за счет Фонда национального благосостояния
08 Oct 2021
Новый акт

Правительство РФ разработало правила финансирования коммунальных проектов за счет Фонда национального благосостояния

Разработан проект постановления Правительства РФ, утверждающий правила предоставления Фондом содействия реформированию ЖКХ финансирования на реализацию проектов

Правительство РФ утвердило акты для запуска системы финансирования проектов устойчивого развития
01 Oct 2021
Новый акт

Правительство РФ утвердило акты для запуска системы финансирования проектов устойчивого развития

Актами правительства РФ утверждены цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации, критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития и требования к системе их верификации, о подготовке которых мы рассказывали ранее

Партнер компании P&P Unity Олеся Белоусова выступила с докладом на Российской неделе ГЧП
30 Sep 2021
Новости

Партнер компании P&P Unity Олеся Белоусова выступила с докладом на Российской неделе ГЧП

Партнер компании P&P Unity Олеся Белоусова выступила с докладом на питч-сессии «Цифровые решения на рынке инфраструктурных проектов: партнерство, а не конкуренция», проходившей 29 сентября в рамках Российской недели ГЧП