Инфраструктура. Право. Решения.

 

В последнее время мы чаще видим запросы на реализацию проектов по оснащению медицинских учреждений современным оборудованием для подачи медицинского газа на принципах ГЧП. Акцент делается на возможность использования концессионных соглашений. Очевидно, что такой запрос продиктован изношенностью инфраструктуры и высоким спросом на услугу.

Предлагаем обратить внимание на ключевые аспекты, влияющие на решение о возможности использования концессионного соглашения.

Квалификация объекта

Концессионное законодательство оперирует понятием «объект здравоохранения», не расшифровывая его. Не ясно, может ли инфраструктура обеспечения медицинским газом трактоваться в качестве объекта здравоохранения. Ответ на этот вопрос зависит не только от юридической трактовки, но и функционального состава объекта.

С одной стороны, соответствующая инфраструктура прямо участвует в оказании медицинской услуги и неотделима от медицинской деятельности. С другой стороны, обеспечение медицинским кислородом вряд ли можно трактовать как отдельную медицинскую услугу – отсюда потенциальные риски признания объекта ненадлежащим.

Не исключаем возможность использования и иных вариантов квалификации объекта. В целом для решения вопроса необходимо полное осмысление сути проекта. Не всегда риски велики настолько, как это может показаться на первый взгляд. Например, в уже не близком 2015 году состоялось подписание федеральной концессии в целях организации производства и других этапов обращения медицинских изделий. При этом объект был квалифицирован в качестве объекта здравоохранения несмотря на то, что производство медицинских изделий нельзя назвать медицинской услугой.

Финансовый поток по линии ОМС

Поставка медицинского кислорода в региональных учреждениях здравоохранения, как правило, оплачивается за счет средств обязательного медицинского страхования. Система ОМС устроена таким образом, что финансирование из внебюджетного фонда через страховую организацию получает медицинское учреждение. Далее эти средства расходуются по направлениям, в том числе на закупку медицинского кислорода. Поскольку в этой цепочке бо́льшая часть учреждений – это государственные учреждения, закупка происходит по правилам, предусмотренным законодательством о контрактной системе. Иными словами, концессионер рискует не получить соответствующий поток, поскольку отбор поставщиков конкурентен.

Обозначенная проблема касается многих проектов в сфере здравоохранения – пока прямого решения на уровне федерального законодательства нет (в том числе особого случая закупки у единственного поставщика-концессионера). На практике рассматриваются разные механизмы снижения рисков – от особых обстоятельств до включения механизма минимального гарантированного дохода. Тут важно соблюсти баланс публичных интересов, допустимых полномочий у региона и обязательств, которые берет на себя инвестор.

Вовлечение имущественного комплекса ГБУЗ

Реализация рассматриваемых проектов может потребовать передачу в пользование концессионеру (для целей реконструкции) отдельных помещений или зданий, закрепленных за ГБУЗ. Такая конструкция означает необходимость прекращения права оперативного управления ГБУЗ на соответствующее имущество в силу прямого требования закона. Имущество поступит в казну и впоследствии будет передано инвестору. При разработке схемы передачи имущества необходимо учитывать риски, связанные с соблюдением законных оснований для прекращения права оперативного управления, а также оценить схему с точки зрения лицензионных требований, предъявляемых к учреждениям здравоохранения.

***

Если в рамках проекта предполагается освоение производства медицинского газа и объем инвестиций в такое производство превышает один миллиард, рекомендуем рассмотреть заключение офсетного контракта. Заключение такого договора позволит поставлять инвестору медицинский газ в медицинские учреждения в качестве единственного поставщика. С 01.07.2022 опция будет доступна для случая создания (реконструкции) объектов, используемых для оказания услуг.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

 


Последние статьи

Партнер P&P Unity Олеся Белоусова прокомментировала новые возможности для промышленного сектора в рамках ГЧП
18 Mar 2025
Новости

Партнер P&P Unity Олеся Белоусова прокомментировала новые возможности для промышленного сектора в рамках ГЧП

Партнер P&P Unity Олеся Белоусова в комментарии для «Коммерсанта» рассказала о новых возможностях для промышленного сектора Санкт-Петербурга и Ленинградской области в рамках ГЧП.

Управляющий партнер P&P Unity Семен Мокин принял участие в подготовке индекса деловой активности «ГлобалМедиа PMI» и поделился экспертным мнением
14 Mar 2025
Новости

Управляющий партнер P&P Unity Семен Мокин принял участие в подготовке индекса деловой активности «ГлобалМедиа PMI» и поделился экспертным мнением

Управляющий партнер P&P Unity Семен Мокин дал комментарий для индекса деловой активности «ГлобалМедиа PMI» в качестве эксперта в области государственно-частного партнерства.

Партнеры P&P Unity Семен Мокин и Олеся Белоусова получили признание в рейтинге юристов «Право.ru-300»
13 Mar 2025
Новости

Партнеры P&P Unity Семен Мокин и Олеся Белоусова получили признание в рейтинге юристов «Право.ru-300»

Управляющий партнёр P&P Unity Семен Мокин и партнёр компании Олеся Белоусова получили признание в номинации «Экологическое право» в рейтинге юристов «Право.ru-300». 

Старший юрист P&P Unity Валерия Зуева дала комментарий новостному порталу Рамблер
12 Mar 2025
Новости

Старший юрист P&P Unity Валерия Зуева дала комментарий новостному порталу Рамблер

Старший юрист P&P Unity Валерия Зуева дала комментарий новостному порталу Рамблер по вопросам регистрации в Роскомнадзоре персональных страниц и каналов пользователей социальных сетей.