Инфраструктура. Право. Решения.


При реализации ГЧП-проектов может возникнуть необходимость передачи объекта соглашения в эксплуатацию третьему лицу (оператору), обладающему специальными навыками, необходимыми для осуществления целевой деятельности. При этом для социальных проектов (медицина, образование и т.д.) может быть актуальна передача имущества в эксплуатацию лицу, подведомственному публичной стороне (как правило, это бюджетные учреждения, которые и ранее вели такую деятельность на соответствующей территории).

Закон о концессиях1 и Закон о ГЧП2 по-разному регулируют возможность эксплуатации объекта соглашения третьими лицами.

Концессионные соглашения

Закон о концессиях прямо предусматривает, что эксплуатация объекта является обязательством концессионера3, при этом на практике передача эксплуатационного функционала третьему лицу осуществляется на основании положений о том, что концессионер вправе предавать с согласия концедента объект концессионного соглашения в пользование третьим лицам, а также исполнять концессионное соглашение с привлечением других лиц4.

Таким образом, передача эксплуатационного функционала не противоречит действующему законодательству. Однако встречаются и неоднозначные позиции судов.

Например, в рамках «Тувинского дела»5, можно предположить, что, несмотря на отсутствие прямых выводов судов и антимонопольного органа , описание эксплуатационных обязательств исключительно в виде передачи объектов в аренду стало одним из оснований для переквалификации концессии в муниципальный контракт.

Интересны также выводы суда по «Нефтеюганскому делу»(решение отменено в связи с отказом от иска). Исходя из позиции суда, можно сделать выводы, что эксплуатация (в данном случае – осуществление образовательной деятельности) обязательно должна осуществляться концессионером (если бы концессионер имел возможность не осуществлять эксплуатацию и передать объект третьему лицу, он не обязательно должен был бы являться образовательной организацией).

Еще в одном судебном деле передача концессионером объекта соглашения на основании договоров аренды для осуществления деятельности третьему лицу была оценена судом в качестве изначального намерения концессионера не исполнять условия концессионного соглашения7.

Однако есть и позитивная практика. Так в «Няганьском деле» (апелляционное постановление оставлено без изменения судом кассационной инстанции) суд указал, что законодательство о контрактной системе не распространяет сферу своего применения на концессионные соглашения, поскольку условия концессионного соглашения предусматривают дальнейшую эксплуатацию объекта, осуществление концессионером образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам. При этом законодательство о контрактной системе предусматривает возможность дальнейшего обслуживания и технической эксплуатации созданного объекта лишь в случае заключения контракта жизненного цикла, который, в свою очередь, не может быть заключен в отношении объектов образования.

Соглашения о ГЧП

В отличие от Закона о концессиях Закон о ГЧП напрямую допускает возложение обязанности по эксплуатации объекта соглашения о ГЧП на публичного партнера8. При этом на практике такая эксплуатация может осуществляться привлеченным публичным партнером лицом – как правило, им является подведомственное ему предприятие или учреждение.

В качестве примеров таких проектов можно привести:

1.   соглашение о ГЧП в отношении инфекционной больницы в Новосибирской области – полномочия публичного партнера по исполнению обязательств по эксплуатации осуществляются ГБУ здравоохранения Новосибирской области «Городская инфекционная клиническая больница № 1», прямо упомянутом в условиях СГЧП в качестве оператора, на основе договора аренды, который заключается между частным партнером и ГБУ;

2.   соглашение о ГЧП в отношении единого здания Государственной филармонии и Арктического центра эпоса и искусств на территории Республики Саха (Якутия) – предусмотрена передача частным партнером объектов соглашения в безвозмездное пользование публичному партнеру.

Таким образом, Закон о ГЧП прямо допускает возможность эксплуатации объекта публичным партнером, что, на наш взгляд, снижает риски, характерные для концессий с учетом имеющейся, пусть и косвенной, практики.

Полагаем, что в ряде случаев соглашение о ГЧП может быть альтернативой концессии для проектов, которые предполагают осуществление эксплуатации подведомственной публично-правовому образованию организацией.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях»).
Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Закон о ГЧП»).
Часть 1 статьи 3 и пункт 2 части 1 статьи 8 Закона о концессиях.
Пункт 1 части 1 статьи 8 Закона о концессиях.
См. дело № А69-2242/2019.
См. дело № А75-984/2021.
См. дело № А53-6101/2018.
Пункт 3 части 2 и пункт 5 части 3 статьи 6 Закон о ГЧП.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.