Инфраструктура. Право. Решения.

10-10-2018
Новый акт

 

19.09.2018 в Государственную Думу был внесен законопроект № 550262-7 «О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации (в части недопущения повторного налогообложения налогом на добавленную стоимость при преобразовании арендных соглашений в концессионные)»1 (далее – "Законопроект").

Вносимые изменения касаются преобразования договоров аренды, заключенных в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в концессионные соглашения2.

При прохождении процедуры преобразования арендных отношений в концессионные арендованное имущество (в отношении которого за период действия договора аренды концессионером могли быть осуществлены неотделимые улучшения) должно быть передано (возвращено) арендатором арендодателю-концеденту, а впоследствии на основании заключенного концессионного соглашения - передано концедентом концессионеру.

В настоящий момент к таким случаям передачи имущества применимы общие правила налогового законодательства - в случае передачи (возврата) арендатором арендодателю имущества, взятого в аренду, возникает объект налогообложения НДС как при передаче результатов работ по созданию и (или) реконструкции указанного имущества, так и при передаче самого имущества.

Как отмечает Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы в своем заключении на Законопроект «…учитывая, что такая передача носит формальный характер и является лишь необходимым требованием для возможности преобразования арендных соглашений в концессионные, возникновение объектов налогообложения НДС при такой передаче приводит к необоснованному увеличению налоговой нагрузки на арендаторов имущества, которое в результате такого преобразования договорных отношений становится объектом концессионного соглашения».

Согласно Законопроекту вносимые изменения предполагают:

  • не признавать объектом налогообложения по НДС операции по безвозмездной передаче результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, а также по передаче самих указанных объектов, являющихся объектом концессионного соглашения, созданных в течение срока действия договоров аренды (новый подпункт 18 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса);
  • исключить необходимость восстановления ранее принятых к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам) в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг) при совершении указанных операций (подпункт 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса);
  • не распространять в отношении указанных операций положения статьи 1711 Налогового кодекса, регулирующей вопросы восстановления сумм НДС, принятых налогоплательщиком к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств. Таким образом, исключаются основания для восстановления НДС при передаче на безвозмездной основе органам государственной власти и органам местного самоуправления результатов работ по созданию или реконструкции таких объектов коммунальной инфраструктуры.

Вносимые поправки призваны решить проблему излишнего налогового бремени субъектов, которые планируют преобразовать арендные отношения в концессионные, что, на наш взгляд, будет способствовать инвестиционной привлекательности коммунальных концессий для инвесторов.

В настоящее время законодательная инициатива нашла поддержку у депутатов, 08.10.2018 Комитет по бюджету и налогам, ответственный по законопроекту, дал положительное заключение и в рамках первого чтения и рекомендовал проект закона к принятию.

Законопроект подготовлен Минстроем России в рамках реализации приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» (паспорт приоритетного проекта утверждён по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 ноября 2016 года)3.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


1 http://sozd.duma.gov.ru/bill/550262-7

Пункт 1 статьи 51 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

3 http://government.ru/projects/selection/648/33897/


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.