В Государственную думу внесен законопроект, предусматривающий новые требования к инвестиционным программам в сфере ЖКХ и введение обязанности для некоторых организаций утверждать такие программы.
Теперь разработка инвестиционных программ будет обязанностью ряда организаций, работающих в сфере ЖКХ:
- единых теплоснабжающих организаций (за исключением случаев, когда теплоснабжение является единственным регулируемым видом деятельности для организации);
- концессионеров (в инвестиционную программу должны быть включены все мероприятия, предусмотренные концессионным соглашением);
- организаций, заключивших регуляторные соглашения об условиях осуществления регулируемых видов деятельности в случае, если в существенные условия регуляторного соглашения включены мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов водо- и теплоснабжения;
- организаций, в случае, если балансовая стоимость их основных средств по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году утверждения инвестиционной программы, составляет менее 40 % от первоначальной (переоцененной) стоимости или в случае, если определяемая на основании отчета о техническом обследовании первоначальная (переоцененная) стоимость основных средств, находящихся в предаварийном или аварийном состоянии, а также непригодных к эксплуатации, составляет более 10 % от первоначальной (переоцененной) стоимости по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году проведения технического обследования.
Требования к организации и осуществлению регионального государственного контроля за реализацией инвестиционных программ должно утвердить Правительство РФ.
Перечень мероприятий, которые должны включаться в инвестиционные программы организаций в сфере водо- и теплоснабжения значительно расширяется. Независимо от наличия в схемах водо- и теплоснабжения, в инвестиционную программу должны будут включаться мероприятия:
- по предотвращению или ликвидации последствий аварийных ситуаций;
- по строительству новых, реконструкции, техническому перевооружению и модернизации существующих объектов водо- и теплоснабжения, если такие мероприятия содержатся в концессионном соглашении или регуляторном соглашении, заключенном на срок более, чем срок действия схем водо- или теплоснабжения;
- по реконструкции, техническому перевооружению и модернизации объектов по результатам технического обследования, выполненного после утверждения схем.
Предусмотрены и другие обязательные к включению в инвестиционную программу мероприятия.
Что такое регуляторное соглашение?
Законопроект предусматривает и другое нововведение – организации, осуществляющие водо- и теплоснабжение, смогут заключать соглашения об условиях осуществления регулируемых видов деятельности с публично-правовыми образованиями (регуляторные соглашения).
Порядок заключения, изменения, расторжения регуляторных соглашений и требования к их содержанию будет утверждать Правительство РФ.
Регуляторные соглашения должны будут содержать ряд существенных условий, в частности:
- перечень основных мероприятий по эксплуатации, строительству, реконструкции и модернизации объектов водо- и теплоснабжения или иного имущества, необходимого для осуществления регулируемых видов деятельности, а также условия выполнения таких мероприятий; порядок определения и изменения цен (тарифов);
- обязательства публично-правового образования по обеспечению условий для осуществления регулируемых видов деятельности;
- порядок возмещения расходов в случае досрочного расторжения регуляторного соглашения.
Регуляторное соглашение может предусматривать обязательства публично-правового образования по предоставлению мер поддержки (в том числе путем выплаты субсидий).
Концессионеры будут вправе заключать регуляторные соглашения в отношении деятельности с использованием объектов, не входящих в состав концессионного соглашения и без изменения его существенных условий.
Законопроект пока не прошел первое чтение в Государственной думе. Если он будет принят, это позволит обеспечить более эффективное использование объектов ЖКХ. Согласно пояснительной записке к законопроекту, утвержденные инвестиционные программы имеет только 6 % организаций в сфере теплоснабжения, 2,5 % в сфере водоснабжения и 4 % в сфере водоотведения – законопроект призван увеличить это число и избежать включения в тарифы ресурсов, не используемых целевым образом.
Регуляторные соглашения представляют собой перспективный инструмент, уже несколько лет применяющийся в электроэнергетике. Насколько успешно удастся реализовать потенциал данного инструмента в смежных отраслях водо- и теплоснабжениях – покажет практика.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.