Инфраструктура. Право. Решения.

 

Описание объекта соглашения является важнейшим условием концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, при этом действующее законодательство не раскрывает, что конкретно оно должно в себя включать, в том числе не определяет понятие технико-экономических показателей объекта («ТЭП»). Это порождает сложности в структурировании ГЧП-проектов, а учитывая, что описание объекта соглашения, в том числе ТЭП, является существенным условием1, подходить к данному вопросу необходимо с должным вниманием.

Описание объекта может включать в себя разные характеристики в зависимости от специфики объекта и отрасли, к которой такой объект принадлежит. Для понимания того, из чего может состоять описание объекта, давайте обратимся к правоприменительной практике.

По мнению антимонопольных органов, к ТЭП относятся качественные характеристики объекта, влияющие на эффективность его эксплуатации. Например, к ТЭП в сфере транспортной инфраструктуры УФАС отнесло сведения об идентификационном номере автомобильной дороги, о соответствии дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги, вид разрешенного использования дороги, ее площадь, тип покрытия дорожного полотна, а также техническое состояние зданий, их характеристики, износ объектов недвижимости, вместимости объекта, количество установленного оборудования и иные показатели, характеризующие состояние объектов концессионного соглашения2.

В другом деле антимонопольный орган посчитал, что указание в описании объекта в области переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов («ТКО») исключительно максимальной мощности объекта, минимальной площади земельного участка и срока эксплуатации является недостаточным3. Суд поддержал вывод УФАС, указав, что такое описание объекта является неполным, не позволяющим участнику конкурса определить объем работ, необходимых для создания объекта концессионного соглашения и влияющих на эффективность его эксплуатации, а также сформировать заявку на участие в конкурсе4. Интересно отметить, что на практике при заключении концессионных соглашений в отношении объектов ТКО для концедента зачастую большее значение имеет именно мощность объекта, а не характеристики создаваемого объекта как объекта недвижимости (его этажность, площадь и проч.), однако во избежание признания существенного условия несогласованным сторонам приходится указывать и иные параметры.

В отношении коммунальных концессий ФАС со ссылкой на примерные формы концессионных соглашений, утвержденные Правительством Российской Федерации, указала, что описанием объекта являются характеристики объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения, входящих в состав объекта, в том числе сведения о ТЭП, техническом состоянии, сроке службы, начальной, остаточной и восстановительной стоимости передаваемого объекта соглашения5. Минстроем России также предпринималась попытка определить, из чего должно состоять описание объектов концессионных соглашений в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, в частности, указывалось, что необходимо отражать тип системы коммунальной инфраструктуры, количество основных объектов (например, котельных, источников водоснабжения, трансформаторных подстанций и т.д.), общую протяженность сетей по их видам, сведения о потерях ресурсов на объектах имущества, а в ТЭП включать сведения о сроке эксплуатации сетей, их износе, балансовой стоимости, о проведенных мероприятиях по ремонту6. Несмотря на то, что согласно последним изменениям в концессионное законодательство примерные формы концессионных соглашений, на которые ссылался при формировании позиции антимонопольный орган, не являются обязательными к применению, а рекомендации Минстроя России в 2022 году были признаны недействительными, вышеприведенные документы помогают понять подход правоприменительных и проверяющих органов к описанию объектов коммунальных концессий.  

При описании объекта соглашения необходимо также уделить внимание тому, какие параметры объекта будут включаться в описание объекта, а какие параметры будут являться частью условия о составе такого объекта. На практике разграничение указанных условий имеет важное значение, подробнее об этом мы расскажем в отдельном блоге.

С учетом изложенного можно заключить, что с одной стороны отсутствие законодательно закрепленных требований к описанию объекта соглашения позволяет сторонам проявить гибкость при формировании такого существенного условия, в том числе с учетом специфики объекта и того, как он учтен на балансе публичной стороны (в случае реконструкции), с другой – создает неопределенность в понимании того, когда существенное условие будет считаться согласованным, поэтому при подготовке документации необходимо учитывать существующую позицию судебных и антимонопольных органов.

 


1 Пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», пункт 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2 Решение Челябинского УФАС России от 6 ноября 2014 г. по делу № 78-07/13 (отказано в признании недействительным Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2015 № 18АП-1315/2015 по делу № А76-20685/2014).

3 Решение Челябинского УФАС России от 22.09.2016 по жалобе № 45-07/18.1/16.

4 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 № 18АП-9960/2017 по делу № А76-31705/2016.

5 Письмо ФАС России от 06.10.2020 № ВК/86374/20 «Разъяснение по вопросу предоставления антимонопольным органом согласия на внесение изменений в концессионное соглашение, объектом которого являются объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения».

6 Письмо Минстроя России от 10.04.2015 № 10371-АЧ/04 <О требованиях к концессионным соглашениям> (сообщено о признании недействующим Письмом Минстроя России от 25.10.2022 № 55565-АЕ/04).


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.


Последние статьи

В Госдуму внесен законопроект об оборотных штрафах за несоблюдение квот выбросов загрязняющих веществ
17 Apr 2024
Новый акт

В Госдуму внесен законопроект об оборотных штрафах за несоблюдение квот выбросов загрязняющих веществ

Компания P&P Unity активно следит за изменениями в сфере природоохранного законодательства и хочет обратить внимание на законопроект № 594956-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который внесли 5 апреля 2024 г. в Государственную думу Российской Федерации.

Соисполнители по соглашениям о ГЧП и концессиям получат преимущества при проведении конкурса в рамках государственного (муниципального) социального заказа
10 Apr 2024
Новый акт

Соисполнители по соглашениям о ГЧП и концессиям получат преимущества при проведении конкурса в рамках государственного (муниципального) социального заказа

В Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект № 595096-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» («Законопроект»).

P&P Unity укрепляет свои позиции лидера рынка юридических услуг по версии ИД «Коммерсант»
10 Apr 2024
Новости

P&P Unity укрепляет свои позиции лидера рынка юридических услуг по версии ИД «Коммерсант»

10 апреля 2024 были опубликованы результаты ежегодного исследования юридического рынка России, проводимого ИД «Коммерсантъ». Компания P&P Unity вновь вошла в число лидирующих консалтинговых фирм в федеральном рейтинге.

Утверждено положение о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды
02 Apr 2024
Новый акт

Утверждено положение о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды

Правительство Российской Федерации постановлением от 19 марта 2024 г. № 329 утвердило положение о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды («ФГИС»).