Инфраструктура. Право. Решения.

 

Продолжающийся тренд на цифровизацию требует дополнительных вычислительных мощностей. По данным IKS Consulting[1], количество стойко-мест для размещения серверов в России непрерывно увеличивается с 2019 года, в 2024 году прирост составил 17,2 %, при этом существующие центры обработки данных («ЦОД») загружены почти на 90 %[2].

Спрос на вычислительные мощности будет продолжать расти вместе с увеличением объемов передаваемых данных. Потребность в ЦОД испытывает не только коммерческий сектор, но и органы государственной власти, которым ЦОД необходимы для размещения государственных информационных систем и систем обработки данных. Вместе с тем ЦОД – объект, требующий значительных вложений. Заинтересованный частный инвестор не всегда может создать объект исключительно за счет собственных средств.

Решить эту проблему могут механизмы государственно-частного партнерства. Рассмотрим базовые модели ГЧП и некоторые их особенности.

1. Модели государственно-частного партнерства

ЦОД может быть как объектом соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве («соглашения о ГЧП»), так и объектом концессионных соглашений – рассмотрим две эти модели подробнее:

1.1. Концессионное соглашение:

В рамках концессионного соглашения концессионер обязан создать (реконструировать) ЦОД, а концедент обязан передать ЦОД во владение и пользование на срок действия соглашения. Право собственности на созданный ЦОД возникает у концедента.

При реализации проекта путем заключения концессионного соглашения обязательства по эксплуатации ЦОД возлагаются на концессионера – он вправе эксплуатировать ЦОД самостоятельно или с привлечением третьих лиц.

 

1.2. Соглашение о ГЧП:

В рамках соглашения о ГЧП частный партнер обязан создать ЦОД (реконструировать ЦОД, на момент заключения соглашения находящийся в публичной собственности). Право собственности на созданный (реконструированный) ЦОД возникает у частного партнера.

Обязательства по эксплуатации и техническому обслуживанию ЦОД могут быть возложены как на частного, так и на публичного партнера. Существуют ограничения для частного партнера: им не могут быть индивидуальные предприниматели и иностранные юридические лица.

Модель реализации проекта выбирается в зависимости от его особенностей, например, для проекта по созданию и эксплуатации ЦОД в Благовещенске Амурской области была выбрана форма концессии. Мы рассказывали об этом проекте в рубрике «Case study»: в рамках проекта будет построен ЦОД площадью не менее 675 кв. м., а также волоконно-оптические линии связи.

2. Особенности проектов

Пока практика подобных проектов только начинает складываться, предлагаем обратить Ваше внимание на отдельные аспекты их структурирования:

2.1. Возможные уровни реализации проекта

Проект в отношении ЦОД может быть реализован как на уровне субъекта РФ, так и на федеральном уровне – в зависимости от масштаба проекта и потребностей публичной власти. Не исключаем реализацию проекта на муниципальном уровне.

2.2. Включение в периметр проекта связанных с ЦОД объектов

Законодательно предусмотрена возможность заключения соглашения о ГЧП (концессионного соглашения) в отношении двух и более объектов, если это не приводит к ограничению конкуренции. Зачастую рассматривается реализация комплексных проектов, например, включающих в себя ЦОД, объекты информационных технологий (информационных систем и платформ, иных программных решений, баз данных) и объекты связи.

При включении в периметр проекта ИТ-объектов нужно учитывать ряд особенностей, предусмотренных законодательством для ИТ-объектов: в частности, концессионером в таком проекте не сможет выступать иностранный инвестор.

Кроме того, соглашение в отношении ИТ-объектов должно включать дополнительные существенные условия, например обязательство концедента по предоставлению концессионеру права использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации и обязательство концессионера по соблюдению требований к обработке персональных данных, информации ограниченного доступа.

Подробнее о требованиях к ГЧП-проектам в IT смотрите в нашем материале.

Что касается включения в периметр проектов объектов связи – такая возможность дискуссионна для модели концессионного соглашения. Рассматривать её стоит с учетом роли таких объектов в проекте, их надлежащей правовой квалификации.

Не исключено совмещение ЦОД с иными объектами, в отношении которых доступно заключение концессионного соглашения или соглашения о ГЧП.

2.3. Проектное финансирование

Одно из преимуществ ГЧП – возможность использования проектного финансирования, позволяющего привлечь до 90 % заемных средств от общего объема инвестиций. Для этого потребуется заключение прямого соглашения между публичной стороной, частной стороной и банком, регулирующего порядок их взаимодействия.

Подробнее о проектном финансировании читайте в нашем материале.

2.4. Распределение обязательств по эксплуатации ЦОД

Целью эксплуатации ЦОД является деятельность по хранению, обработке и передаче данных. При реализации проекта путем заключения соглашения о ГЧП частный партнер не обязан осуществлять эксплуатацию ЦОД (публичный партнер может эксплуатировать ЦОД самостоятельно, например, для обеспечения деятельности государственной информационной системы), для концессионера же эксплуатация обязательна. В нее могут быть включены различные обязательства, например, в проекте ЦОД в Благовещенске на концессионера были возложены следующие обязательства:

  • размещение оборудования (серверов) третьих лиц;
  • предоставление пользователям услуг по хранению, обработке и передаче данных (в том числе с использованием оборудования третьих лиц);
  • обеспечение условий для резервирования данных.

Возможна также «смешанная» модель эксплуатации, в которой часть стойко-мест используется публичной стороной для публичных задач, а часть – частным инвестором для коммерческой деятельности.

2.5. Механизмы возврата инвестиций частной стороны

Существуют следующие варианты возврата инвестиций:

  • Платежи со стороны концедента (публичного партнера). Финансовое участие концедента публичного партнера) может осуществляться в разных формах:

Капитальный грант – софинансирование части расходов на создание (реконструкцию) на этапе создания (реконструкции);

Плата концедента (публичного партнера) – возмещение части расходов на создание (реконструкцию) и эксплуатацию ЦОД на этапе эксплуатации;

Платежи, выплачиваемые на протяжении эксплуатации ЦОД в целях обеспечения минимального гарантированного дохода. Минимальный гарантированный доход гарантирует возврат инвестиций даже в случае, если стойко-места в ЦОД останутся незанятыми или частный инвестор не получит ожидаемой прибыли.

  • Доходы от деятельности концессионера с использованием ЦОД и предоставления услуг по хранению, обработке и передаче данных.

В проекте ЦОД в Благовещенске была предусмотрена как плата концедента, так и возможность концессионера получать доходы от коммерческой деятельности. С учетом спроса на услуги ЦОД, концессионер (частный партнер) в период эксплуатации может получать значительные доходы от предоставления услуг или размещения в ЦОД оборудования пользователей, при этом не лишаясь финансирования от публичной стороны.

***


ЦОД – перспективный объект государственно-частного партнерства, так как размещение вычислительных мощностей на территории России необходимо как частным компаниям, так и государству. Технологическое лидерство и цифровая трансформация – одни из национальных целей России[3]. Полагаем, что более активное использование механизмов государственно-частного партнерства будет способствовать достижению таких целей.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 

[3] Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.