Инфраструктура. Право. Решения.

 

Развитие городских парков и городской среды в целом является значительной составляющей деятельности любого города, при этом важно обеспечить не только привлечение необходимых средств для реализации проектов по благоустройству, но и дальнейшее эффективное управление благоустроенными территориями.

В данном материале мы хотели бы рассмотреть способы реализации проектов по благоустройству, в частности, парковых зон.

Использование механизмов ГЧП

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»1 и Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 объектом концессионного соглашения («КС») и соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) («СГЧП») соответственно могут быть объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма. Законодательство не раскрывает, что относится к объектам, используемым для организации отдыха граждан, однако на практике к таким объектам относят и парковые зоны. Например, концессионные соглашения заключены в отношении парка «Дельфин» в Воронеже3, парка отдыха на набережной в Улан-Удэ4.

Среди преимуществ использования механизмов КС или СГЧП является возможность бюджетного софинансирования проекта в течение всего его срока, что снижает нагрузку на бюджет в краткосрочном периоде, и привлечения возвратных денег от финансирующих организаций, наличие механизмов компенсации убытков инвестора при досрочном прекращении проекта, при этом возможность инвестора использовать объект КС или СГЧП для осуществления предпринимательской деятельности.

При выборе КС или СГЧП как способа реализации проекта по благоустройству парка необходимо иметь в виду, что в состав как объекта КС, так и СГЧП в обязательном порядке должно входить недвижимое имущество (за исключением ИТ-проектов)5. Так, в вышеупомянутой концессии в отношении парка в Воронеже в объект включены здания, бассейны, канализационные сооружения, зарегистрированные как недвижимое имущество.

Полагаем, в качестве объекта недвижимости в составе объекта КС или СГЧП в рамках такого проекта также может выступать административное здание или сооружение, функция которого заключается в организации отдыха граждан с учетом вида разрешенного использования земельного участка.

Не менее важно проверить статус земельных участков, вовлеченных в проект по благоустройству: допускается ли предоставление земельного участка в аренду концессионеру или частному партнеру и возможно ли возведение на нем недвижимости.

К примеру, сложилась негативная судебная практика относительно возможности предоставления в пользование конкретному лицу земельного участка, отнесенного к территориям общего пользования6. Кроме того, необходимо изучить виды разрешенного использования земельных участков на предмет ограничений в отношении возможности возведения на них недвижимого имущества и видов такого имущества.

Альтернативные варианты реализации проектов по благоустройству

Интересен опыт Москвы в отношении благоустройства парковых зон – для управления крупными парками в городе создаются бюджетные учреждения7, которые инвестируют в благоустройство таких объектов, а затем заключают с заинтересованными лицами договоры аренды, договоры на размещение нестационарных торговых объектов и проч.

Еще одним примером способа благоустройства городских территорий, в частности пляжей, является порядок, предусмотренный в Севастополе – созданное городом учреждение по итогам конкурса заключает договор на благоустройство пляжа с инвестором, затем с ним же заключается договор на размещение нестационарных торговых объектов без проведения дополнительных конкурентных процедур8. Полагаем, такой порядок может быть распространен в местном регулировании и на иные объекты городской среды.  

Однако, по сравнению с КС или СГЧП альтернативные способы, как правило, не позволяют осуществить комплексное благоустройство за счет одного лица ввиду необходимости соблюдения закупочного законодательства, а также не предполагают возможность использования механизмов проектного финансирования. Кроме того, особенности альтернативных моделей зависят от местного регулирования, соответственно, требуется отдельно оценивать порядок взаимодействия инвесторов с учреждениями, в пользовании которых находятся объекты благоустройства.

Таким образом, при выборе модели реализации проекта по благоустройству следует оценить целесообразность включения объектов недвижимого имущества в периметр проекта, а также уделить особое внимание градостроительному законодательству и местному регулированию вопросов предоставления земельных участков для целей реализации проекта.


1 Пункт 14 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Пункт 12 части 1 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3 https://www.voronezh-city.ru/communications/msgs/detail/33662

4 https://bgtrk.ru/news/society/126754/

5 Часть 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», часть 1 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6 См. например, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.07.2018 №Ф08-5398/2018 по делу № А32-31646/2017.

7 См. например, Распоряжение Правительства Москвы от 17.05.2016 № 225-РП «О предоставлении ГОСУДАРСТВЕННОМУ АВТОНОМНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ «ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА «СОКОЛЬНИКИ» земельного участка по адресу: г. Москва, 6-й Лучевой просек, вл. 21, стр. 6, 11, расположенного в границах особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк «Сокольники» (Восточный административный округ города Москвы)».

8 Постановление Правительства Севастополя от 02.06.2021 № 242-ПП «О благоустройстве пляжей города Севастополя».


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

В Госдуму внесен законопроект об оборотных штрафах за несоблюдение квот выбросов загрязняющих веществ
17 Apr 2024
Новый акт

В Госдуму внесен законопроект об оборотных штрафах за несоблюдение квот выбросов загрязняющих веществ

Компания P&P Unity активно следит за изменениями в сфере природоохранного законодательства и хочет обратить внимание на законопроект № 594956-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который внесли 5 апреля 2024 г. в Государственную думу Российской Федерации.

Соисполнители по соглашениям о ГЧП и концессиям получат преимущества при проведении конкурса в рамках государственного (муниципального) социального заказа
10 Apr 2024
Новый акт

Соисполнители по соглашениям о ГЧП и концессиям получат преимущества при проведении конкурса в рамках государственного (муниципального) социального заказа

В Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект № 595096-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» («Законопроект»).

P&P Unity укрепляет свои позиции лидера рынка юридических услуг по версии ИД «Коммерсант»
10 Apr 2024
Новости

P&P Unity укрепляет свои позиции лидера рынка юридических услуг по версии ИД «Коммерсант»

10 апреля 2024 были опубликованы результаты ежегодного исследования юридического рынка России, проводимого ИД «Коммерсантъ». Компания P&P Unity вновь вошла в число лидирующих консалтинговых фирм в федеральном рейтинге.

Утверждено положение о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды
02 Apr 2024
Новый акт

Утверждено положение о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды

Правительство Российской Федерации постановлением от 19 марта 2024 г. № 329 утвердило положение о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды («ФГИС»).