Инфраструктура. Право. Решения.

 

При принятии решения о запуске инфраструктурного проекта необходимо оценивать не только порядок заключения концессионного соглашения, но и особенности его исполнения. В частности, речь идет о необходимости соблюдения требований к закупочной деятельности. Действующее законодательство не устанавливает исключений для концессионера – соответственно, к нему в полном объеме будет применимо законодательство о закупках, в том числе необходимость применения специальных закупочных процедур в ряде случаев.

Например, законодательство о закупках должно соблюдаться концессионерами1:

  • в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов («подконтрольные лица»);
  • являющимися субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов;
  • дочерними и «внучатыми» обществами организаций, указанных в пунктах 1 и 2 выше.

Исключением являются случаи, когда общая выручка таких концессионеров от регулируемой деятельности составляет не более чем 10 % (для дочерних и «внучатых» обществ - 5 %) общей суммы выручки от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год (для дочерних и «внучатых» обществ - за предыдущие 4 квартала), и они не являются подконтрольными лицами2.

Такие концессионеры осуществляют закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» («Закон № 223-ФЗ»).

Особенности закупочной деятельности

Заказчики по Закону № 223-ФЗ закупают товары, работы, услуги по принятому ими положению о закупках. Это предоставляет им возможность самостоятельно устанавливать правила закупки в пределах, дозволенных законодательством, и не накладывает такие жесткие ограничения, как Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Однако с 1 июля 2018 г. вступят в силу изменения, направленные на повышение прозрачности закупок по Закон № 223-ФЗ3. В частности в закон будут включены положения, регулирующие виды закупочных процедур, которые могут предусматриваться в положении, и порядок их применения:

  • конкурентные закупки (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок);
  • неконкурентыне закупки (способы устанавливаются положением о закупке).

В настоящее время Закон № 223-ФЗ совсем не регулирует способы закупки, полностью предоставляя эту возможность заказчикам.

Также с 31 декабря 2017 г. Закон № 223-ФЗ не распространяется на закупки у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом РФ и перечень которых определен положением о закупках4. Кроме того, теперь дочерние и «внучатые» общества могут присоединиться к положению о закупках основного общества5. Такие изменения актуальны для концессионеров, которые часто являются проектными компаниям (SPV), соответственно их закупочная деятельность тесно связана с деятельностью основного общества.

Начало осуществления закупочной деятельности

На практике проблемным является вопрос о моменте, с которого концессионер должен осуществлять закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Не исключена ситуация, когда концессионер еще не получил статус субъекта естественной монополии или не начал вести регулируемую деятельности, но уже осуществляет закупки в целях исполнения концессии (например, в рамках строительства, приобретения материалов и т.п.).

В таком случае концессионер может заключать договоры без соблюдения Закона № 223-ФЗ. Однако не исключено, что срок действия таких договоров будет распространяться и на период после появления оснований для осуществления закупок в соответствии с законом № 223-ФЗ. Данная ситуация законодательством не урегулирована, практика по проблеме также не сложилась.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


1 Части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ.

2 Части 2.1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4 Пункт 13 части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ.

5 Часть 4 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.