Инфраструктура. Право. Решения.

 

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации1 факт признания какого-либо условия договора существенным означает, что несогласование такого условия влечет за собой незаключенность договора.  

Закон о концессиях2 предусматривает специальное требование для изменения существенных  условий концессии: оно возможно только при согласовании с антимонопольным органом3. С учетом того, что перечень оснований, при наступлении которых антимонопольный орган имеет право дать согласие на изменение условий4, закрыт и крайне ограничен, подписание дополнительного соглашения часто становится настоящей проблемой для участников проекта.

Именно поэтому формулировкам концессионных соглашений в части условий, являющихся существенными, уделяется особое внимание: скорректировать их после заключения соглашения крайне сложно, а цена ошибки велика.

Закон о концессиях в части 1 статьи 10 перечисляет перечень существенных условий концессионного соглашения.  Условий о финансовом участии концедента в проекте – ни в формате платы концедента, ни в формате принятия на себя части расходов – данный перечень не содержит. В свете данного обстоятельства в некоторые концессионные соглашения включаются условия типа «существенными условиями соглашения являются только те условия, которые предусмотрены частью 1 статьи 10 Закона о концессиях».

Причина появления подобного условия понятна – никто не хочет связывать себя дополнительными ограничениями, гораздо надежнее зафиксировать возможные толкования условий «на берегу». Но, на наш взгляд, корректность подобной оговорки применительно к условиям о финансовом участии концедента вызывает ряд вопросов.

Устанавливая возможность принятия на себя концедентом части расходов по концессии, законодатель подчеркивает, что размер принимаемых концедентом на себя расходов <…> должен быть указан в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении5. Применительно к плате концедента такое уточнение отсутствует – говорится лишь, что ее размер должен являться критерием конкурса.

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида6. На наш взгляд, формулировка Закона о концессиях «должен быть указан» хотя и не воспроизводит положения кодекса, но явно говорит о том, что условие о размере расходов концедента необходимо включать в соглашение (если такое условие в принципе предусмотрено структурой проекта). Применительно к условию о плате концедента такое уточнение отсутствует, поэтому здесь данный вывод можно применить скорее по аналогии.

С учетом приведенных выше положений Закона о концессиях и Гражданского кодекса Российской Федерации не исключена вероятность того, что условие о размере финансового участия концедента в проекте (в том числе и в формате платы концедента) будет сочтено существенным, и его изменение без согласия антимонопольного органа будет оспорено.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


1 Пункт 1 статьи 432 ГК РФ.

2 Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

3 Часть 3.8 статьи 13 Закона о концессиях.

4 Постановление Правительства РФ от 24.04.2014 № 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения».

5 Часть 13 статьи 3 Закона о концессиях.

6 Абз. 2 пункта 1 статьи 452 ГК РФ


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.  

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.