При запуске и реализации концессионных проектов роль антимонопольного органа заключается в обеспечении конкуренции (например, при проведении конкретных процедур). Основа таких полномочий – законодательство о защите конкуренции. Непосредственно концессионное законодательство предусматривает несколько вопросов, связанных с полномочиями антимонопольного органа, в частности обеспечение конкуренции при объединении нескольких объектов концессии, а также участие антимонопольного органа в изменении условий концессионного соглашения.
Несмотря на разные подходы законодателя к постановке указанных вопросов, участники рынка снова и снова говорят о необходимости очередного изменения регулирования в данной части.
Объединение объектов концессии
По умолчанию заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов концессионных соглашений допускается. Однако Закон о концессиях уточняет, что подобное объединение не должно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции1. При этом отдельного порядка оценки антимонопольным органом данной ситуации: момента, в который она осуществляется, либо критериев однозначного нарушения конкуренции регулятор не предусматривает. Неопределенность регулирования усложняет оценку рисков для инициаторов проектов – цена ошибки очень велика, есть риск признания концессионного соглашения недействительным как нарушающего требования законодательства о защите конкуренции. Особенно актуальной проблема становится сейчас, когда в рамках развития «умных городов» многие проекты построены именно на объединении различных технологий и сфер реализации. Будет ли нарушать конкуренцию создание в рамках концессии единой интеллектуальной платформы, управляющей и светофорами, и освещением, и маршрутами транспортных средств, и вывозов мусора?
Изменение условий заключенного концессионного соглашения
Изменение существенных условий концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом2. Основания для изменения и порядок согласования антимонопольным органом исчерпывающим образом урегулированы на уровне постановления Правительства Российской Федерации3, причин для претензий участников проектов, казалось бы, быть не должно.
Но в данном случае происходит обратная ситуация. Перечень оснований для изменения условий соглашения закрыт и при этом является достаточно жестким. Большая часть оснований имеет отношений к коммунальным проектам, а для прочих остаются случаи форс-мажора, который, как мы все недавно выяснили, не так легко доказать, и изменения нормативного регулирования. Еще одно основание - вступление в законную силу решения суда или федерального антимонопольного органа, которым установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц – сложно назвать в полной мере рабочим. Не утвержден порядок принятия антимонопольным органом данного решения, как и возможные основания для его принятия. А для получения решения суда с учетом всех инстанций требуется достаточно длительный срок, который проект может просто не выдержать. В результате на практике в ряде регионов антимонопольные органы «справедливо» отказывают в согласовании изменений из-за отсутствия формальных оснований, но проект при этом страдает, хотя теоретическая возможность спасти ситуацию имеется. Другая крайность – выдача согласия даже в случаях, когда изменения не так сильно необходимы – ведь всем понятно, что предложенный список чрезмерно узок и не отвечает реалиям рынка.
С учетом комплексного характера и долгосрочности концессионных проектов представляется, что чрезмерная «зарегулированность» может только навредить рынку. Вместе с тем, бланкетные нормы в отсутствие соответствующих методик, применимых именно для концессий пока также не смогли стать адекватным решением.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
1 Часть 5 статьи 4 Закона о концессиях
2 Часть 3.8 стать 13 Закона о концессиях
3 Постановление Правительства РФ от 24.04.2014 № 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения»
Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.