Инфраструктура. Право. Решения.

 

При запуске и реализации концессионных проектов роль антимонопольного органа заключается в обеспечении конкуренции (например, при проведении конкретных процедур). Основа таких полномочий – законодательство о защите конкуренции. Непосредственно концессионное законодательство предусматривает несколько вопросов, связанных с полномочиями антимонопольного органа, в частности обеспечение конкуренции при объединении нескольких объектов концессии, а также участие антимонопольного органа в изменении условий концессионного соглашения.

Несмотря на разные подходы законодателя к постановке указанных вопросов, участники рынка снова и снова говорят о необходимости очередного изменения регулирования в данной части.

Объединение объектов концессии

По умолчанию заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов концессионных соглашений допускается. Однако Закон о концессиях уточняет, что подобное объединение не должно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции1. При этом отдельного порядка оценки антимонопольным органом данной ситуации: момента, в который она осуществляется, либо критериев однозначного нарушения конкуренции регулятор не предусматривает. Неопределенность регулирования усложняет оценку рисков для инициаторов проектов – цена ошибки очень велика, есть риск признания концессионного соглашения недействительным как нарушающего требования законодательства о защите конкуренции. Особенно актуальной проблема становится сейчас, когда в рамках развития «умных городов» многие проекты построены именно на объединении различных технологий и сфер реализации. Будет ли нарушать конкуренцию создание в рамках концессии единой интеллектуальной платформы, управляющей и светофорами, и освещением, и маршрутами транспортных средств, и вывозов мусора?

Изменение условий заключенного концессионного соглашения

Изменение существенных условий концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом2. Основания для изменения и порядок согласования антимонопольным органом исчерпывающим образом урегулированы на уровне постановления Правительства Российской Федерации3, причин для претензий участников проектов, казалось бы, быть не должно.

Но в данном случае происходит обратная ситуация. Перечень оснований для изменения условий соглашения закрыт и при этом является достаточно жестким. Большая часть оснований имеет отношений к коммунальным проектам, а для прочих остаются случаи форс-мажора, который, как мы все недавно выяснили, не так легко доказать, и изменения нормативного регулирования. Еще одно основание - вступление в законную силу решения суда или федерального антимонопольного органа, которым установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц – сложно назвать в полной мере рабочим. Не утвержден порядок принятия антимонопольным органом данного решения, как и возможные основания для его принятия. А для получения решения суда с учетом всех инстанций требуется достаточно длительный срок, который проект может просто не выдержать. В результате на практике в ряде регионов антимонопольные органы «справедливо» отказывают в согласовании изменений из-за отсутствия формальных оснований, но проект при этом страдает, хотя теоретическая возможность спасти ситуацию имеется. Другая крайность – выдача согласия даже в случаях, когда изменения не так сильно необходимы – ведь всем понятно, что предложенный список чрезмерно узок и не отвечает реалиям рынка.

С учетом комплексного характера и долгосрочности концессионных проектов представляется, что чрезмерная «зарегулированность» может только навредить рынку. Вместе с тем, бланкетные нормы в отсутствие соответствующих методик, применимых именно для концессий пока также не смогли стать адекватным решением.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


1 Часть 5 статьи 4 Закона о концессиях

2 Часть 3.8 стать 13 Закона о концессиях

Постановление Правительства РФ от 24.04.2014 № 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения»


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

ГЧП-советник стал одним из лидеров рейтинга юридических Телеграм-каналов за 2025 год
11 Dec 2025
Новости

ГЧП-советник стал одним из лидеров рейтинга юридических Телеграм-каналов за 2025 год

По итогам рейтинга за 2025 год от Veta Телеграм-канал ГЧП-советник занял высокие позиции во всех трех номинациях в сфере государственно-частного партнерства.

Изменение правил реализации концессий в сфере ЖКХ
10 Dec 2025
Новый акт

Изменение правил реализации концессий в сфере ЖКХ

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий внесение изменений в правила реализации коммунальных концессий.

P&P Unity укрепила свои лидерские позиции на юридическом рынке
09 Dec 2025
Новости

P&P Unity укрепила свои лидерские позиции на юридическом рынке

P&P Unity — лидер на юридическом рынке в шести отраслях по версии «Право-300».

Партнёры P&P Unity — в числе ведущих юристов по версии «Российской газеты» в трех номинациях
04 Dec 2025
Новости

Партнёры P&P Unity — в числе ведущих юристов по версии «Российской газеты» в трех номинациях

По итогам исследования «Рейтинг юристов и их компаний — 2025» от RG.ru партнёры компании P&P Unity были признаны лидирующими юристами в нескольких практиках.