Инфраструктура. Право. Решения.

 

При запуске и реализации концессионных проектов роль антимонопольного органа заключается в обеспечении конкуренции (например, при проведении конкретных процедур). Основа таких полномочий – законодательство о защите конкуренции. Непосредственно концессионное законодательство предусматривает несколько вопросов, связанных с полномочиями антимонопольного органа, в частности обеспечение конкуренции при объединении нескольких объектов концессии, а также участие антимонопольного органа в изменении условий концессионного соглашения.

Несмотря на разные подходы законодателя к постановке указанных вопросов, участники рынка снова и снова говорят о необходимости очередного изменения регулирования в данной части.

Объединение объектов концессии

По умолчанию заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов концессионных соглашений допускается. Однако Закон о концессиях уточняет, что подобное объединение не должно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции1. При этом отдельного порядка оценки антимонопольным органом данной ситуации: момента, в который она осуществляется, либо критериев однозначного нарушения конкуренции регулятор не предусматривает. Неопределенность регулирования усложняет оценку рисков для инициаторов проектов – цена ошибки очень велика, есть риск признания концессионного соглашения недействительным как нарушающего требования законодательства о защите конкуренции. Особенно актуальной проблема становится сейчас, когда в рамках развития «умных городов» многие проекты построены именно на объединении различных технологий и сфер реализации. Будет ли нарушать конкуренцию создание в рамках концессии единой интеллектуальной платформы, управляющей и светофорами, и освещением, и маршрутами транспортных средств, и вывозов мусора?

Изменение условий заключенного концессионного соглашения

Изменение существенных условий концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом2. Основания для изменения и порядок согласования антимонопольным органом исчерпывающим образом урегулированы на уровне постановления Правительства Российской Федерации3, причин для претензий участников проектов, казалось бы, быть не должно.

Но в данном случае происходит обратная ситуация. Перечень оснований для изменения условий соглашения закрыт и при этом является достаточно жестким. Большая часть оснований имеет отношений к коммунальным проектам, а для прочих остаются случаи форс-мажора, который, как мы все недавно выяснили, не так легко доказать, и изменения нормативного регулирования. Еще одно основание - вступление в законную силу решения суда или федерального антимонопольного органа, которым установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц – сложно назвать в полной мере рабочим. Не утвержден порядок принятия антимонопольным органом данного решения, как и возможные основания для его принятия. А для получения решения суда с учетом всех инстанций требуется достаточно длительный срок, который проект может просто не выдержать. В результате на практике в ряде регионов антимонопольные органы «справедливо» отказывают в согласовании изменений из-за отсутствия формальных оснований, но проект при этом страдает, хотя теоретическая возможность спасти ситуацию имеется. Другая крайность – выдача согласия даже в случаях, когда изменения не так сильно необходимы – ведь всем понятно, что предложенный список чрезмерно узок и не отвечает реалиям рынка.

С учетом комплексного характера и долгосрочности концессионных проектов представляется, что чрезмерная «зарегулированность» может только навредить рынку. Вместе с тем, бланкетные нормы в отсутствие соответствующих методик, применимых именно для концессий пока также не смогли стать адекватным решением.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


1 Часть 5 статьи 4 Закона о концессиях

2 Часть 3.8 стать 13 Закона о концессиях

Постановление Правительства РФ от 24.04.2014 № 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения»


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.