В первом чтении принят законопроект о систематизации государственных информационных систем («ГИС»). Согласно пояснительной записке, предлагаемые законопроектом меры направлены на обеспечение эффективности создания и последующего учета ГИС.
В частности, законопроектом предлагается следующее.
1) Вводятся понятия государственной цифровой платформы и государственных информационных систем.
Под государственной цифровой платформой понимается единый комплекс технических и программно-аппаратных средств, программ для ЭВМ и информационных систем («ИС»), обеспечивающих обработку содержащейся в базах данных информации посредством технологий, позволяющих комплексно решать задачи информационного взаимодействия в целях достижения общеполезной цели в определенной сфере общественных отношений, в составе которого функционирует ГИС, обеспечивающая в том числе обработку информации путем ведения реестров.
Под ГИС понимается информационная система, которая:
- создается в целях исполнения государственных и иных публичных полномочий и функций государственных органов или предусмотренных федеральными законами государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, в том числе для обеспечения в указанных целях межведомственного взаимодействия, сбора статистических и иных данных из внешних источников, а также
- создается в иных установленных федеральным законом целях в случае, если информационная система определена федеральным законом в качестве ГИС.
Кроме того законопроект выделяет новый вид информационной системы – ведомственную информационную систему («ВИС»), под которой понимается ИС, которая:
- не является ГИС или муниципальной информационной системой («МИС»);
- создается на основании решений государственных органов (органов местного самоуправления) для целей выполнения типовых задач и функций по организационному, информационному, коммуникационному, документационному, финансово-экономическому, хозяйственному и иному обеспечению деятельности соответствующего органа.
Как отмечают авторы законопроекта, если ГИС создаются в целях исполнения государственных и иных публичных полномочий государственных органов, то ВИС – в целях обеспечения указанных функций-процессов. То есть ГИС представляют собой, по сути, форму исполнения публичных полномочий государственных органов, а ВИС являются одним из средств, инструментом обеспечения деятельности органа государственной власти.
2) Определяется закрытый перечень актов, на основании которых могут создаваться ГИС и МИС:
- федеральные ГИС – на основании федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, принятых в их исполнение нормативных правовых актов федеральных государственных органов, а также на основании правовых актов федеральных государственных органов, принятых с целью организации реализации возложенных на них полномочий по созданию таких систем, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, принятыми в их исполнение нормативными правовыми актами федеральных государственных органов;
- региональные ГИС – на основании федеральных законов, которыми определяются полномочия по созданию региональными органами соответствующих информационных систем, законов субъектов РФ, нормативных правовых актов высшего должностного лица субъекта РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ, а также на основании правовых актов региональных органов, принятых с целью исполнения возложенных на них полномочий по созданию таких систем, предусмотренных нормативными правовыми актами;
- МИС – на основании муниципальных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов, принятых во исполнение соответствующих муниципальных нормативных правовых актов.
В целях отнесения информационной системы к ГИС она должна определяться в качестве таковой нормативным правовым актом, на основании которого она создается.
Правительство РФ утвердит общие требования к содержанию нормативных правовых актов, являющихся основанием создания ГИС в части правого регулирования мероприятий по созданию (модернизации, эксплуатации и пр.) ГИС, а также дополнительные требования к порядку создания (развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации) ведомственных сервисов и входящих в состав государственных цифровых платформ ГИС.
3) Уточняется, что независимо от того, реализуется ли проект с использованием бюджетных средств или нет, реализация мероприятий по созданию, развитию (модернизации), эксплуатации ГИС осуществляется в том числе с учетом требований законодательства о государственно-частном партнерстве и концессионного законодательства.
4) Уточняется, что выполнение работ и оказание услуг в целях обеспечения реализации полномочий госорганов по созданию, развитию и эксплуатации ГИС и ВИС, дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации может осуществляться бюджетными или автономными учреждениями, в том числе за счет средств субсидий, в интересах государственных органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей таких учреждений.
5) Если иное не установлено актом, на основании которого создается ГИС, для обеспечения функционирования ГИС могут использоваться ВИС и иные ИС государственных учреждений, государственных внебюджетных фондов, госкомпаний и госкорпораций.
6) Технические средства, обеспечивающие функционирование ИС, используемых государственными внебюджетными фондами, также должны размещаться на территории Российской Федерации.
7) Операторы ГИС и иных ИС, если такими системами осуществляется обработка содержащейся в ГИС, МИС или ВИС информации, обязаны обеспечивать непрерывное взаимодействие таких систем с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации (ГосСОПКА).
8) ГИС, МИС, созданные или создание которых начато до дня вступления в силу законопроекта, основанием создания которых не являются нормативные правовые акты, указанные в законопроекте, и созданные (создаваемые) для целей выполнения задач и функций по организационному, информационному и иному обеспечению деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, подлежат переводу в статус ведомственных ИС на основании решений соответствующих государственных органов в срок до 31 декабря 2026 года.
9) До 31 декабря 2026 года ИС, не являющиеся ГИС или МИС, но созданные в целях исполнения публичных полномочий государственных органов (органов местного самоуправления), подлежат переводу в статус ГИС (МИС) в порядке, установленном Правительством РФ, в котором в том числе будут установлены критерии для определения ИС, подлежащих переводу.
Если в указанный срок такие ИС не будут переведены в статус ГИС (МИС), такие ИС являются ведомственными ИС и не могут быть использованы в целях исполнения государственных (муниципальных) и иных публичных полномочий и функций государственных органов (органов местного самоуправления).
В случае принятия законопроект вступит в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.