В настоящее время возможность заключения соглашения о государственно-частном партнерстве («СГЧП»), предметом которого является реконструкция, существует только в отношении объектов, находящихся в собственности публичного партнера[1], кроме того земельный участок, предоставляемый частному партнеру в целях исполнения СГЧП, также должен находиться в собственности публичного партнера[2].
4 марта 2024 года в Государственную Думу внесен законопроект, позволяющий реализовывать проекты ГЧП в отношении реконструкции частных промышленных объектов[3] или в отношении строительства промышленных объектов на земельных участках, находящихся на момент заключения соглашения в собственности частного партнера.
Публичным партнером в рамках таких проектов будет являться Российская Федерация.
Такие проекты должны соответствовать следующим критериям:
- проект соответствует требованиям к проектам технологического суверенитета или проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации;
- объем финансирования строительства или реконструкции объекта составляет не менее 10 млрд рублей;
- объем финансирования проекта за счет собственных средств частного партнера составляет не менее 15 % от общего объема финансирования проекта;
- объем финансирования публичным партнером строительства или реконструкции, эксплуатации и технического обслуживания объекта не превышает в совокупности объема финансирования (за счет собственных или заемных средств) частным партнером указанных мероприятий и (при наличии) размера платы частного партнера за период действия соглашения.
Законопроектом установлен следующий порядок запуска таких проектов:
- частный партнер разрабатывает предложение о реализации проекта («предложение») и направляет его в Правительство РФ, которое в течение 10 рабочих дней перенаправляет его на рассмотрение в уполномоченный орган;
- уполномоченный орган рассматривает предложение в течение 30 дней и принимает решение о возможности или невозможности реализации проекта (в случае несоответствия проекта вышеуказанным критериям или наличия общих оснований, предусмотренных частью 7 статьи 8 Закона о ГЧП);
- если принято решение о возможности реализации проекта – публичный партнер готовит проект решения о реализации проекта и представляет его в Правительство РФ после согласования с Минэкономразвития России и Минфином России;
- Правительство РФ вправе принять решение о реализации проекта в течение 30 дней с момента получения проекта такого решения;
- если Правительство принимает решение о реализации проекта – публичный партнер размещает такое решение и предложение на сайте для принятия заявлений от иных лиц о намерении участвовать в конкурсе на условиях, указанных в решении:
- если в течение 45 дней заявления от иных лиц не поступили или поступили заявления от лиц, не соответствующих установленным требованиям, публичный партнер принимает решение о заключении СГЧП с инициатором проекта;
- если в течение 45 дней поступили заявления от иных лиц и хотя бы одно из лиц соответствует установленным требованиям, публичный партнер в течение 180 дней обеспечивает организацию и проведение конкурса на право заключения СГЧП.
Законопроектом установлены критерии, которые могут устанавливаться в случае проведения конкурса на заключение СГЧП в отношении таких проектов:
- объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной СГЧП;
- финансово-экономические критерии, предусмотренные Законом о ГЧП;
- период со дня подписания СГЧП до дня, когда производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) при осуществлении деятельности, предусмотренной СГЧП, будет осуществляться в предусмотренном СГЧП объеме.
Законопроектом также установлены существенные условия, которые должны содержаться в таких СГЧП:
- перечень и объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) в рамках реализации СГЧП;
- обязательство частного партнера по реализации произведенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в течение установленного в соглашении срока, а также требования к качеству этих товаров.
Замена частного партнера по таким проектам не допускается. В случае досрочного прекращения СГЧП объект соглашения не передается в собственность публичного партнера, при условии компенсации частным партнером затрат публичного партнера, осуществленных в соответствии с соглашением, а также убытков, причиненных публичному партнеру досрочным прекращением.
Иные изменения
Законопроектом предлагается ввести новую статью «Финансовое участие публичного партнера», по аналогии со вступившей в силу с октября 2023 года статьей 10.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях»).
Как и в Законе о концессиях, в Законе о ГЧП предлагается предусмотреть три формы финансового участия публичного партнера: капитальный грант, плата публичного партнера и возмещение недополученных частным партнером доходов в целях обеспечения минимального гарантированного дохода.
Предельный размер финансового участия публичного партнера по законопроекту должен быть меньше общего размера расходов на создание объекта, в то время как в рамках концессионных проектов предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание (реконструкцию) объекта, а также на использование (эксплуатацию) объекта и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Также законопроект предусматривает исключение положения о том, что объем частного финансирования, подлежащего привлечению для исполнения соглашения, является обязательным критерием конкурсной документации. Взамен в качестве обязательного критерия предлагается сделать размер финансового участия публичного партнера (если финансирование проекта публичным партнером предусмотрено решением о реализации проекта).
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в положение Закона о ГЧП, касающееся включения в СГЧП обязательства частного партнера по передаче объекта в собственность публичного партнера по истечении определенного соглашением срока. В текущей редакции закона в целях распределения права собственности сравниваются расходы на создание объекта каждой из сторон, а также стоимость имущества (прав на него), передаваемого публичным партнером частному. В новой редакции в сравнении будут также учитываться расходы сторон на эксплуатацию и техническое обслуживание, а также размер платы частного партнера (при ее наличии).
[1] Часть 4 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>» («Закон о ГЧП»).
[2] Часть 3 статьи 33 Закона о ГЧП.
[3] Под промышленными объектами здесь и далее понимаются имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности (пункт 18 части 1 статьи 7 Закона о ГЧП).
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.