Инфраструктура. Право. Решения.

06-03-2024
Новый акт

 

В настоящее время возможность заключения соглашения о государственно-частном партнерстве («СГЧП»), предметом которого является реконструкция, существует только в отношении объектов, находящихся в собственности публичного партнера[1], кроме того земельный участок, предоставляемый частному партнеру в целях исполнения СГЧП, также должен находиться в собственности публичного партнера[2].

4 марта 2024 года в Государственную Думу внесен законопроект, позволяющий реализовывать проекты ГЧП в отношении реконструкции частных промышленных объектов[3] или в отношении строительства промышленных объектов на земельных участках, находящихся на момент заключения соглашения в собственности частного партнера.

Публичным партнером в рамках таких проектов будет являться Российская Федерация.

Такие проекты должны соответствовать следующим критериям:

  1. проект соответствует требованиям к проектам технологического суверенитета или проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации;
  2. объем финансирования строительства или реконструкции объекта составляет не менее 10 млрд рублей;
  3. объем финансирования проекта за счет собственных средств частного партнера составляет не менее 15 % от общего объема финансирования проекта;
  4. объем финансирования публичным партнером строительства или реконструкции, эксплуатации и технического обслуживания объекта не превышает в совокупности объема финансирования (за счет собственных или заемных средств) частным партнером указанных мероприятий и (при наличии) размера платы частного партнера за период действия соглашения.

Законопроектом установлен следующий порядок запуска таких проектов:

  1. частный партнер разрабатывает предложение о реализации проекта («предложение») и направляет его в Правительство РФ, которое в течение 10 рабочих дней перенаправляет его на рассмотрение в уполномоченный орган;
  2. уполномоченный орган рассматривает предложение в течение 30 дней и принимает решение о возможности или невозможности реализации проекта (в случае несоответствия проекта вышеуказанным критериям или наличия общих оснований, предусмотренных частью 7 статьи 8 Закона о ГЧП);
  3. если принято решение о возможности реализации проекта – публичный партнер готовит проект решения о реализации проекта и представляет его в Правительство РФ после согласования с Минэкономразвития России и Минфином России;
  4. Правительство РФ вправе принять решение о реализации проекта в течение 30 дней с момента получения проекта такого решения;
  5. если Правительство принимает решение о реализации проекта – публичный партнер размещает такое решение и предложение на сайте для принятия заявлений от иных лиц о намерении участвовать в конкурсе на условиях, указанных в решении:
    • если в течение 45 дней заявления от иных лиц не поступили или поступили заявления от лиц, не соответствующих установленным требованиям, публичный партнер принимает решение о заключении СГЧП с инициатором проекта;
    • если в течение 45 дней поступили заявления от иных лиц и хотя бы одно из лиц соответствует установленным требованиям, публичный партнер в течение 180 дней обеспечивает организацию и проведение конкурса на право заключения СГЧП.

Законопроектом установлены критерии, которые могут устанавливаться в случае проведения конкурса на заключение СГЧП в отношении таких проектов:

  • объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной СГЧП;
  • финансово-экономические критерии, предусмотренные Законом о ГЧП;
  • период со дня подписания СГЧП до дня, когда производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) при осуществлении деятельности, предусмотренной СГЧП, будет осуществляться в предусмотренном СГЧП объеме.

Законопроектом также установлены существенные условия, которые должны содержаться в таких СГЧП:

  • перечень и объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) в рамках реализации СГЧП;
  • обязательство частного партнера по реализации произведенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в течение установленного в соглашении срока, а также требования к качеству этих товаров.

Замена частного партнера по таким проектам не допускается. В случае досрочного прекращения СГЧП объект соглашения не передается в собственность публичного партнера, при условии компенсации частным партнером затрат публичного партнера, осуществленных в соответствии с соглашением, а также убытков, причиненных публичному партнеру досрочным прекращением.

Иные изменения

Законопроектом предлагается ввести новую статью «Финансовое участие публичного партнера», по аналогии со вступившей в силу с октября 2023 года статьей 10.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях»).

Как и в Законе о концессиях, в Законе о ГЧП предлагается предусмотреть три формы финансового участия публичного партнера: капитальный грант, плата публичного партнера и возмещение недополученных частным партнером доходов в целях обеспечения минимального гарантированного дохода.

Предельный размер финансового участия публичного партнера по законопроекту должен быть меньше общего размера расходов на создание объекта, в то время как в рамках концессионных проектов предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание (реконструкцию) объекта, а также на использование (эксплуатацию) объекта и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Также законопроект предусматривает исключение положения о том, что объем частного финансирования, подлежащего привлечению для исполнения соглашения, является обязательным критерием конкурсной документации. Взамен в качестве обязательного критерия предлагается сделать размер финансового участия публичного партнера (если финансирование проекта публичным партнером предусмотрено решением о реализации проекта).

Кроме того, законопроектом вносятся изменения в положение Закона о ГЧП, касающееся включения в СГЧП обязательства частного партнера по передаче объекта в собственность публичного партнера по истечении определенного соглашением срока. В текущей редакции закона в целях распределения права собственности сравниваются расходы на создание объекта каждой из сторон, а также стоимость имущества (прав на него), передаваемого публичным партнером частному. В новой редакции в сравнении будут также учитываться расходы сторон на эксплуатацию и техническое обслуживание, а также размер платы частного партнера (при ее наличии).

 


[1] Часть 4 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>» («Закон о ГЧП»).

[2] Часть 3 статьи 33 Закона о ГЧП.

[3] Под промышленными объектами здесь и далее понимаются имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности (пункт 18 части 1 статьи 7 Закона о ГЧП).


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.