Инфраструктура. Право. Решения.

06-06-2024
Новый акт

 

На рассмотрение в Госдуму внесен проект федерального закона «О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как следует из пояснительной записки, проект разработан в целях обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации и создания условий для ускоренной разработки и внедрения технологических инноваций для решения социально- экономических задач, в том числе задач по повышению уровня жизни граждан и задач в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также обеспечения конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции и эффективности ее производства за счет разработки и внедрения технологических инноваций.

Формирование технологической политики будут осуществлять Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Банк России, Российская академия наук и исполнительные органы субъектов.

Проект также содержит перечень лиц, осуществляющих содействие в сфере развития технологий, среди которых в том числе:

  • организации с государственным участием;
  • кредитные организации и юридические лица, осуществляющие венчурное или прямое финансирование в сфере развития технологий;
  • некоммерческие организации и товарищества, созданные в целях совместной инвестиционной деятельности на основании договора инвестиционного товарищества;
  • биржи и инвестиционные платформы, созданные в соответствии с российским законодательством;
  • инвесторы – физические и юридические лица;
  • разработчики технологий, производители и покупатели (заказчики) высокотехнологичной продукции, и др.

Проект регулирует вопросы, связанные с реализацией проектов развития технологий (национальных проектов технологического суверенитета, проектов по развитию сквозных технологий и иных проектов по созданию высокотехнологичной продукции и внедрению технологических инноваций).

К национальным проектам технологического суверенитета относят проекты, которые имеют системное значение для функционирования экономики и решения социально-экономических задач страны, обеспечения обороны страны и безопасности государства, достижения в области критических технологий технологического паритета с иностранными государствами, являющимися лидерами в соответствующей области. Общий объем финансирования национального проекта должен составлять не менее 10 млрд рублей за период его реализации. Правительство РФ будет утверждать перечень национальных проектов технологического суверенитета, порядок их реализации и паспорт в отношении каждого такого проекта.

К проектам по развитию сквозных технологий относятся проекты, направленные на внедрение или развитие перспективных технологии (направлений) межотраслевого значения, которые обеспечивают создание высокотехнологичной продукции или внедрение технологических инноваций и оказывают существенное влияние на развитие экономики путем изменения рынков или содействия формированию новых рынков.

Проект предусматривает возможные меры государственного стимулирования деятельности по реализации технологической политики, в частности:

  • финансирование проектов развития технологий за счет средств бюджетов бюджетной системы;
  • налоговые льготы и преференции, льготы по уплате таможенных платежей;
  • льготы по арендной плате в случае предоставления имущества, находящегося в государственной собственности;
  • информационно-консультационная поддержка, в том числе защита прав на результаты интеллектуальной деятельности, содействие в привлечении инвестиций, оказание услуг таможенного представителя, оказание услуг по развитию кадрового потенциала;
  • инфраструктурная поддержка, в том числе предоставление в пользование объектов недвижимости и оборудования;
  • экспортная поддержка при выходе на рынки иностранных государств и освоении этих рынков;
  • поддержка в рамках установления экспериментальных правовых режимов;
  • содействие формированию кооперационных цепочек разработчиков технологий и производителей высокотехнологичной продукции, а также гарантированного спроса и предложения в отношении отечественной высокотехнологичной продукции, и др.

В проекте установлены особенности финансирования проектов развития технологий, в частности, Правительством РФ будут установлены критерии целевого расходования средств, порядок их мониторинга и контроля. Кроме того, Правительством РФ будет установлен порядок определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими, который должен содержать базовые критерии оценки рисков реализации проектов развития технологий и порядок принятия агентом развития технологий[1] решения о финансировании проектов и учитывать уровень готовности разрабатываемой или разработанной технологии, перспективы коммерциализации результатов деятельности по реализации технологической политики и продукции, объем предполагаемого финансирования проектов, а также методы и инструменты управления рисками, в том числе мероприятия по предупреждению рисков и процедуры внутреннего контроля. 

Органы государственного финансового контроля будут осуществлять оценку эффективности финансирования проектов развития технологий с учетом уровней готовности технологий, готовности производства, рыночной готовности и коммерциализации конечной продукции, а также с учетом права на обоснованный риск (т.е. допущения возможности недостижения агентом развития технологий и получателем финансирования запланированных характеристик (эффектов) и допущение возможности обесценения финансовых и иных активов получателя финансирования вследствие недостижения указанных характеристик  в пределах допустимого уровня рисков).

В текущей редакции проекта указано, что закон вступит в силу с 1 сентября 2024 года, но не ранее чем по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. Полагаем, что дата вступления в силу будет скорректирована по результатам рассмотрения проекта в Госдуме.

 

[1] Под агентом развития технологий в проекте понимаются институты инновационного развития и иные юридические лица, предоставляющие финансирование проектов развития технологий за счет средств бюджетов бюджетной системы.

 


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.


Последние статьи

Статья экспертов АО "ЦНИИмаш" о возможностях использования ГЧП при создании открытой информационной системы "Млечный путь"

Статья экспертов АО "ЦНИИмаш" о возможностях использования ГЧП при создании открытой информационной системы "Млечный путь"

В журнале №2 2025 «Космонавтика и ракетостроение» вышла статья коллег из АО «ЦНИИмаш», посвященная анализу возможностей использования механизмов ГЧП при создании открытой информационной системы «Млечный путь»

Реконструкция или сохранение – каковы обязанности концессионера в отношении объекта культурного наследия?

Реконструкция или сохранение – каковы обязанности концессионера в отношении объекта культурного наследия?

В 2024 году Закон о концессиях был дополнен новым видом объекта, в отношении которого допускается заключение концессионного соглашения: объекты культурного наследия («ОКН»), находящиеся в неудовлетворительном состоянии. Что представляют собой работы по сохранению ОКН, и нужно ли концессионеру по концессионному соглашению, заключенному в отношении ОКН, ориентироваться на общее понятие реконструкции, содержащееся в Законе о концессиях?

В первом чтении принят законопроект о праве предприятий передавать объекты воздушной инфраструктуры напрямую концессионеру
20 Jun 2025
Новый акт

В первом чтении принят законопроект о праве предприятий передавать объекты воздушной инфраструктуры напрямую концессионеру

В первом чтении принят законопроект, наделяющий государственные и муниципальные унитарные предприятия полномочиями по передаче концессионеру прав владения и пользования объектами инфраструктуры воздушного транспорта без оформления промежуточной передачи таких объектов концеденту.

Минэкономразвития России разработало поправки в порядок оценки эффективности проектов ГЧП
11 Jun 2025
Новый акт

Минэкономразвития России разработало поправки в порядок оценки эффективности проектов ГЧП

Минэкономразвития России подготовило проект изменений в Методику оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 30.11.2015 №894.