Инфраструктура. Право. Решения.

06-06-2024
Новый акт

 

На рассмотрение в Госдуму внесен проект федерального закона «О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как следует из пояснительной записки, проект разработан в целях обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации и создания условий для ускоренной разработки и внедрения технологических инноваций для решения социально- экономических задач, в том числе задач по повышению уровня жизни граждан и задач в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также обеспечения конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции и эффективности ее производства за счет разработки и внедрения технологических инноваций.

Формирование технологической политики будут осуществлять Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Банк России, Российская академия наук и исполнительные органы субъектов.

Проект также содержит перечень лиц, осуществляющих содействие в сфере развития технологий, среди которых в том числе:

  • организации с государственным участием;
  • кредитные организации и юридические лица, осуществляющие венчурное или прямое финансирование в сфере развития технологий;
  • некоммерческие организации и товарищества, созданные в целях совместной инвестиционной деятельности на основании договора инвестиционного товарищества;
  • биржи и инвестиционные платформы, созданные в соответствии с российским законодательством;
  • инвесторы – физические и юридические лица;
  • разработчики технологий, производители и покупатели (заказчики) высокотехнологичной продукции, и др.

Проект регулирует вопросы, связанные с реализацией проектов развития технологий (национальных проектов технологического суверенитета, проектов по развитию сквозных технологий и иных проектов по созданию высокотехнологичной продукции и внедрению технологических инноваций).

К национальным проектам технологического суверенитета относят проекты, которые имеют системное значение для функционирования экономики и решения социально-экономических задач страны, обеспечения обороны страны и безопасности государства, достижения в области критических технологий технологического паритета с иностранными государствами, являющимися лидерами в соответствующей области. Общий объем финансирования национального проекта должен составлять не менее 10 млрд рублей за период его реализации. Правительство РФ будет утверждать перечень национальных проектов технологического суверенитета, порядок их реализации и паспорт в отношении каждого такого проекта.

К проектам по развитию сквозных технологий относятся проекты, направленные на внедрение или развитие перспективных технологии (направлений) межотраслевого значения, которые обеспечивают создание высокотехнологичной продукции или внедрение технологических инноваций и оказывают существенное влияние на развитие экономики путем изменения рынков или содействия формированию новых рынков.

Проект предусматривает возможные меры государственного стимулирования деятельности по реализации технологической политики, в частности:

  • финансирование проектов развития технологий за счет средств бюджетов бюджетной системы;
  • налоговые льготы и преференции, льготы по уплате таможенных платежей;
  • льготы по арендной плате в случае предоставления имущества, находящегося в государственной собственности;
  • информационно-консультационная поддержка, в том числе защита прав на результаты интеллектуальной деятельности, содействие в привлечении инвестиций, оказание услуг таможенного представителя, оказание услуг по развитию кадрового потенциала;
  • инфраструктурная поддержка, в том числе предоставление в пользование объектов недвижимости и оборудования;
  • экспортная поддержка при выходе на рынки иностранных государств и освоении этих рынков;
  • поддержка в рамках установления экспериментальных правовых режимов;
  • содействие формированию кооперационных цепочек разработчиков технологий и производителей высокотехнологичной продукции, а также гарантированного спроса и предложения в отношении отечественной высокотехнологичной продукции, и др.

В проекте установлены особенности финансирования проектов развития технологий, в частности, Правительством РФ будут установлены критерии целевого расходования средств, порядок их мониторинга и контроля. Кроме того, Правительством РФ будет установлен порядок определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими, который должен содержать базовые критерии оценки рисков реализации проектов развития технологий и порядок принятия агентом развития технологий[1] решения о финансировании проектов и учитывать уровень готовности разрабатываемой или разработанной технологии, перспективы коммерциализации результатов деятельности по реализации технологической политики и продукции, объем предполагаемого финансирования проектов, а также методы и инструменты управления рисками, в том числе мероприятия по предупреждению рисков и процедуры внутреннего контроля. 

Органы государственного финансового контроля будут осуществлять оценку эффективности финансирования проектов развития технологий с учетом уровней готовности технологий, готовности производства, рыночной готовности и коммерциализации конечной продукции, а также с учетом права на обоснованный риск (т.е. допущения возможности недостижения агентом развития технологий и получателем финансирования запланированных характеристик (эффектов) и допущение возможности обесценения финансовых и иных активов получателя финансирования вследствие недостижения указанных характеристик  в пределах допустимого уровня рисков).

В текущей редакции проекта указано, что закон вступит в силу с 1 сентября 2024 года, но не ранее чем по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. Полагаем, что дата вступления в силу будет скорректирована по результатам рассмотрения проекта в Госдуме.

 

[1] Под агентом развития технологий в проекте понимаются институты инновационного развития и иные юридические лица, предоставляющие финансирование проектов развития технологий за счет средств бюджетов бюджетной системы.

 


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.


Последние статьи

ВЭБ.РФ будет участвовать в оценке эффективности проектов ГЧП
24 Jan 2025
Новый акт

ВЭБ.РФ будет участвовать в оценке эффективности проектов ГЧП

Министерство экономического развития РФ разработало проект изменений в Правила проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества, утвержденные постановлением Правительства РФ.

Pro Космос выпустил материал, посвященный вопросам государственно-частного партнерства в космосе
13 Jan 2025
Новости

Pro Космос выпустил материал, посвященный вопросам государственно-частного партнерства в космосе

Pro Космос выпустил материал, посвященный вопросам государственно-частного партнерства в космосе.  В основе статьи, также аналитический обзор "ГЧП в космосе", подготовленный экспертами P&P Unity и АО "ЦНИИмаш".

Опубликованы сase study за ноябрь-декабрь 2024
26 Dec 2024
Новости

Опубликованы сase study за ноябрь-декабрь 2024

Раздел "Экспертиза" на платформе ГЧП-советник пополнился новыми кейс стади.

Начали действовать правила льготного кредитования проектов по восстановлению объектов культурного наследия от «ДОМ.РФ»
25 Dec 2024
Новый акт

Начали действовать правила льготного кредитования проектов по восстановлению объектов культурного наследия от «ДОМ.РФ»

АО «ДОМ.РФ» совместно с Министерством культуры запустило программу льготного кредитования проектов по восстановлению объектов культурного наследия в неудовлетворительном состоянии.