Инфраструктура. Право. Решения.

 

Проблема обеспеченности студентов общежитиями стоит довольно остро во многих ВУЗах. В качестве способа ее решения все чаще называют механизмы государственно-частного партнерства. В частности, речь идет о концессионных соглашениях и соглашениях о ГЧП. При рассмотрении таких моделей применительно к проектам строительства (реконструкции) кампусов возникает много вопросов. Предлагаем обратить внимание на некоторые из них.

Соответствие допустимому объекту

Закон о концессиях и Закон о ГЧП не упоминают общежитие в качестве объекта соглашений, но допускают заключение соответствующих соглашений в отношении объектов образования. Неясно, может ли объект, предназначенный для проживания обучающихся, квалифицироваться в качестве объекта образования. С одной стороны, общежитие является структурным подразделением образовательной организации и обеспечивает осуществление образовательной деятельности, имеется судебная практика, делающая акцент на данном обстоятельстве, по сути называя общежития частью объекта образования. С другой стороны, кампус прямо не участвует в реализации образовательных программ, что может порождать риски «недопустимого» объекта при заключении концессионного соглашения/соглашения о ГЧП. Не исключаем возможность использования и иных подходов к квалификации объекта, но в текущей редакции законов полностью «безрисковый» вариант вряд ли существует. 

Участники проекта

Часто задают вопрос –  кто будет концедентом/публичным партнером в такого рода проектах? Ответ: публично-правовое образование (например, Российская Федерация в лице профильного министерства), но не университет. При этом ВУЗ не обязательно «выключать» из проекта, он может быть наделен отдельными полномочиями концедента/публичного партнера, например, по передаче имущества, контролю за исполнением условий соглашения и др.

Вовлечение существующих объектов

Передача существующих корпусов концессионеру/частному партнеру для реконструкции потребует прекращения права оперативного управления ВУЗа на такое имущество. Корпуса вернутся в казну и впоследствии будут переданы инвестору. При разработке схемы передачи имущества необходимо учитывать риски, связанные с соблюдением законных оснований для прекращения права оперативного управления, а также оценить схему с точки зрения лицензионных требований, предъявляемых к образовательным организациям.

Земельные участки

Как правило, земельные участки принадлежат университету на праве постоянного бессрочного пользования. Для передачи участка концессионеру/частному партнеру потребуется прекратить такое право. Поэтому если на земельном участке уже находится недвижимое имущество университета, то для целей строительства кампуса может потребоваться образование отдельного участка. Таким участком будет распоряжаться уже не университет, а концедент/публичный партнер.

***

Помимо концессий и соглашений о ГЧП есть иные инструменты с признаками ГЧП, которые можно рассматривать в качестве модели создания университетских кампусов. Но чаще всего они не дают нужный уровень комфорта участникам проекта, если речь идет о капиталоёмком проекте с привлечением проектного финансирования. Полагаем, что для активизации запуска проектов в формате концессий/соглашений о ГЧП могут потребоваться точечные корректировки Закона о концессиях и Закона о ГЧП.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.