Закон о концессионных соглашениях предоставляет концессионеру право исполнять концессионное соглашение как своими силами, так и с привлечением третьих лиц1. Обязательства концессионера, для исполнения которых такие лица могут быть привлечены, законом не ограничены.
Распространенным вариантом организации медицинской деятельности в концессии является привлечение медицинского оператора, концессионер при этом обеспечивает техническую эксплуатацию объекта. В некоторых случаях медицинским оператором выступает бюджетное учреждение здравоохранения («ГБУЗ»).
Привлечение ГБУЗ оптимально, когда концеденту требуется полный контроль за осуществлением медицинской деятельности, а инвестор прямо не заинтересован в её оказании. Вместе с тем, особенности регулирования деятельности ГБУЗ накладывают отпечаток на проект и могут создавать дополнительные риски. В первую очередь речь идет о структурировании отношений между ГБУЗ и концессионером.
В рассматриваемой модели источником возврата инвестиций, вложенных концессионером, могут быть средства концедента и средства Фонда ОМС, транслируемые ГБУЗ в пользу концессионера. Бюджетные платежи концедента могут быть структурированы, например, как минимальный гарантированный доход, что в целом не вызывает вопросов. При направлении же транслируемого от ГБУЗ в пользу концессионера потока по линии ОМС следует учитывать:
- положения законодательства о контрактной системе;
- целевой характер расходования средств, транслируемых в системе ОМС.
Расходы на техническую эксплуатацию в целом соответствуют расходам, которые могут компенсироваться за счет средств ОМС. При этом в каждом отдельном случае могут быть нюансы, влияющие на структуру проекта.
Правовым основанием для наделения ГБУЗ функциями медицинского оператора и обеспечения трансляции платежей в пользу концессионера могут быть договоры аренды и технического обслуживания объекта.
Договор аренды
Передача прав на объект может быть обязательным условием привлечения медицинского оператора, так как для получения лицензии на медицинскую деятельность ГБУЗ должно владеть объектом здравоохранения на законном основании2.
При заключении договора аренды проведение торгов не обязательно – это случай закупки у единственного поставщика3.
Передав объект ГБУЗ, концессионер получает финансовый поток в виде арендной платы. Допустима сложная структура арендного платежа, включающая в себя стоимость технического обслуживания объектов. Вместе с тем, отношения по техническому обслуживанию могут быть квалифицированы за предметом договора аренды, поэтому использование подобной структуры платежей несет в себе риск нарушения законодательства о контрактной системе. Его следует отдельно оценивать для каждого случая.
Договор технического обслуживания
Договор технического обслуживания между ГБУЗ и концессионером по общему правилу заключается по итогам конкурсных процедур. Без проведения торгов он может быть заключен только в отношении части объекта концессии, переданной ГБУЗ в безвозмездное пользование, при условии, что другая его часть уже обслуживается концессионером4.
В случае заключения договора технического обслуживания финансовый поток в пользу концессионера будет обеспечен за счет оплаты оказываемых им услуг.
Однако использование такого варианта сопряжено с риском победы на торгах, проведенных для заключения договора технического обслуживания, не концессионера, а другого лица. Структурирование отношений в целях заключения договора без проведения торгов по обозначенному выше основанию может носить «искусственный» характер.

***
Мы рассмотрели лишь некоторые аспекты структурирование медицинских концессий с участием ГБУЗ. В процессе подготовке таких проектов следует тщательно оценивать роль и целесообразность участия ГБУЗ с учетом возможных правовых рисков.
P.S. Возможность разделения целевой и технической эксплуатации в рамках концессии – вопрос дискуссионный и является предметом для отдельного рассмотрения.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
1 Пункт 2 части 1 стать 8 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
2 Подпункт «а» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.
3 Пункт 32 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
4 Пункт 23 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.