Инфраструктура. Право. Решения.

 

Законодательство предусматривает специальный порядок изменения концессионных соглашений в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, который включает в себя необходимость получения согласия:

  • антимонопольного органа (для изменения любого условия);
  • тарифного органа (для изменения долгосрочных параметров регулирования), которое должно быть получено до согласия антимонопольного органа[1].

Порядок получения согласия антимонопольного органа достаточно жесткий. Он не позволяет на практике реализовать основной принцип концессионного механизма – распределение рисков между публичной и частной стороной, так как в ряде случаев препятствует изменению условий соглашения даже при наличии объективной потребности в этом и согласия сторон концессии:

  1. Перечень оснований, при наличии которых может быть получено согласие антимонопольного органа, является закрытым (к ним относятся, в частности, возникновение обстоятельств непреодолимой силы,  установление невозможности исполнения обязательств сторон вследствие решений, действий (бездействия) органов власти и (или) их должностных лиц и др.[2]).
  2. Законодательно предусмотрены случаи, когда антимонопольный орган не вправе давать согласие, например, в течение 1 года со дня заключения концессионного соглашения, а также в случае увеличения объема расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения (перечень таких случаев также является закрытым[3]).

Сложности для сторон концессионного соглашения составляют и противоречия в регулировании порядка изменения концессии:

  1. Запрет на увеличение объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) может препятствовать увеличению платы концедента несмотря на то, что возможность применения концедентом такой меры в случае, когда принятые нормативные правовые акты приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на концессионера или существенному ухудшению его положения, напрямую предусмотрена концессионным законом[4].
  2. Невозможность исполнения обязательств сторон вследствие решений, действий (бездействия) органов власти и (или) их должностных лиц, которая является основанием для получения согласия антимонопольного органа, устанавливается судом или ФАС России, однако порядок ее установления законодательством не предусмотрен.
  3. Концедент обязан рассматривать требование концессионера об изменении условий соглашения в случае существенного изменения обстоятельств, однако такое изменение обстоятельств не является основанием для получения согласия антимонопольного органа – значит решение концедента о внесении изменений по требованию концессионера может стать неисполнимым.

Полагаем, что необходимо изменить подход к получению согласия антимонопольного органа, заложив в его основу не факт наличия или отсутствия определенного основания, а возможность дальнейшей реализации проекта без внесения изменений и последствия такой реализации для сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1] Подпункт «з» пункта 5 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 № 368.

[2] Пункт 2 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 № 368.

[3] Пункт 14 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 № 368.

[4] Часть 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

Поделиться:

Последние статьи

Минприроды России предлагает расширить перечень форм финансирования проектов в сфере ТКО через Российского экологического оператора
15 Apr 2021
Новости

Минприроды России предлагает расширить перечень форм финансирования проектов в сфере ТКО через Российского экологического оператора

Подготовлен проект изменений в постановление Правительства РФ от 20.12.2019 № 1727, которое регулирует правила предоставления федеральных средств ППК «РЭО» 

Предоставление специализированным обществом займов концессионерам и частным партнерам
14 Apr 2021
Новости

Предоставление специализированным обществом займов концессионерам и частным партнерам

Минстроем России подготовлены изменения в Правила финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций СОПФ

P&P Unity вошла в международный рейтинг The Legal 500
14 Apr 2021
Новости

P&P Unity вошла в международный рейтинг The Legal 500

Компания отмечена в номинации «PPP and infrastructure projects»

На ГЧП-советнике появился раздел «Регионы»
13 Apr 2021
Новости

На ГЧП-советнике появился раздел «Регионы»

В разделе участники рынка смогут найти информацию об особенностях запуска и реализации ГЧП-проектов в конкретных регионах, их инвестиционных потребностях