Инфраструктура. Право. Решения.

11-07-2024
Новый акт

 

10 июля 2024 года в третьем чтении принят законопроект о внесении изменений в бюджетное законодательство и отраслевые законы, которым, среди прочего, ограничивается возможность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по финансированию концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве («соглашение о ГЧП»).

Согласно изменениям, ежегодный объем расходов бюджета субъекта, направляемый на исполнение обязательств по концессионным соглашениям (в размере платы концедента, капитального гранта), соглашениям о ГЧП, а также договорам лизинга (по уплате лизинговых платежей) («соглашения») не должен превышать 10 % утвержденного общего годового объема доходов данного субъекта.

Если объем указанных расходов субъекта на очередной год и плановый период превысит 10 % утвержденного общего годового объема доходов, субъект вправе осуществлять в рамках соглашений только те обязательства, которые были приняты до 1 января очередного года, без принятий новых соответствующих обязательств. В первой версии законопроекта такое положение отсутствовало, что вызывало серьезные опасения в возможности реализации заключенных проектов в случае, если в процессе их исполнения выявится превышение указанного предела. Добавленное положение позволяет говорить о том, что изначально взятые на себя регионом обязательства должны быть исполнены.

Важно отметить, что:

  •  указанное ограничение не распространяется на соглашения, заключенные до 1 января 2025 года;
  • ограничение установлено в отношении субъектов, которые являются получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (изначальной версией законопроекта предусматривалось, что ограничение будет распространяться на все субъекты, что вызвало сильную негативную реакцию рынка);
  • в отношении концессий речь идет только об обязательствах концедента по выплате платы концедента и капитального гранта – законопроект не упоминает возмещение недополученных доходов концессионера в целях обеспечения минимального гарантированного дохода;
  • в отношении соглашений о ГЧП не уточнено, какие финансовые обязательства публичного партнера будут учитываться в целях применения ограничения, и такая неопределенность в дальнейшем может повлечь возникновение споров, например, применимо ли ограничение к обязательствам по выплатам в случае наступления особых обстоятельств;
  • при определении годового объема доходов субъекта не учитываются безвозмездные поступления (за исключением поступлений из федерального бюджета в целях финансирования указанных соглашений и поступлений от Фонда развития территорий). 

Аналогичное ограничение установлено в отношении расходов на исполнение соглашений, заключенных муниципальными образованиями, являющимися получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. При определении годового объема доходов муниципального образования кроме безвозмездных поступлений (за исключением поступлений из бюджета субъектов на софинансирование расходных обязательств муниципалитета на исполнение соглашений и поступлений от субъектов, предоставленных им Фондом развития территорий) не учитываются также поступления налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Также законопроектом устанавливаются ограничения государственного (муниципального) долга субъекта (муниципалитета) с учетом общего объема обязательств, возникающих при исполнении соглашений[1].

Для субъекта, являющегося получателем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, объем государственного долга субъекта не должен превышать утвержденный законом субъекта общий объем доходов бюджета субъекта (без учета упомянутых выше безвозмездных поступлений). При этом, если доля дотаций субъекту из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных лет превышала 40 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта, то объем госдолга не должен превышать 50 % утвержденного законом субъекта общего объема доходов бюджета субъекта (без учета упомянутых выше безвозмездных поступлений).

Аналогичное правило установлено в отношении муниципальных образований, являющихся получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (ограничение объема муниципального долга образования в размере 50 % установлено в отношении муниципальных образований, доля дотации или налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в которых превышает 50 % объема доходов местного бюджета, а также муниципальных образований, которые не имеют годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных лет).

Кроме того, в соответствии с законопроектом будет создан реестр обязательств, возникающих при исполнении концессионных соглашений и соглашений о ГЧП (как муниципальных, так и региональных). Реестр будет формироваться на основании сведений о реализуемых и реализованных соглашениях, предоставляемых субъектами. Перечень подлежащих включению в реестр сведений и порядок ведения реестра будет установлен Правительством РФ. Органом, уполномоченным на размещение реестра, является Минфин России.

 


[1] Для концессий – в размере капитального гранта и платы концедента.

 


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.