Тема несовершенства законодательства о ГЧП исчезнет, вероятно, только вместе с самим законодательством в данной сфере. Однако наряду с глобальными проблемами, связанными с природой инструментов ГЧП, существуют недочеты процедурного характера, которые, на первый взгляд, не влекут за собой никаких последствий. К масштабным проблемам наличие этих недочетов и правда вряд ли приведет, но вот лишние вопросы в ходе проведения конкурса вызовет, а значит, увеличит вероятность технической ошибки или даже станет формальным основанием для попытки оспаривания конкурса.
В качестве примера можно привести перечни оснований для признания конкурса несостоявшимися, закрепленные в Федеральном законе от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях») и Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Закон о ГЧП»).
Так, Закон о концессиях предусматривает следующие случаи признания конкурса несостоявшимся: представлена одна заявка1, представлено одно конкурсное предложение2, представлено несколько конкурсных предложений, но установленным требованиям соответствует только одно из них3.
В то же время Закон о ГЧП указывает, что конкурс может быть признан несостоявшимся, если представлена одна заявка4 или представлено одно конкурсное предложение5.
Таким образом, Закон о концессиях не регулирует ситуацию, когда представлено несколько заявок, но требованиям соответствует только одна, а Закон о ГЧП – когда представлено несколько заявок/конкурсных предложений, а требованиям соответствует одна/одно. При этом на практике подобные ситуации нередки.
В результате у организаторов концессионных конкурсов, признавших соответствующей требованиям конкурсной документации только одну заявку, возникает вопрос о том, нужно ли соблюдать установленный Законом о концессиях для полноценного конкурса минимальный срок в 60 рабочих дней для получения и рассмотрения единственного конкурсного предложения или можно рассмотреть поступившее предложение раньше, как в случае с конкурсом, несостоявшимся из-за предоставления только одной заявки6. Цена вопроса в таких случаях может составить до двух месяцев, что для ряда отраслей (например, теплоснабжение с фиксированным началом отопительного сезона или образование с жесткими учебными и каникулярными периодами) становится критичным.
Для организаторов, которые хотят быть уверены в корректности процедур в рамках концессионного конкурса, юридическая компания P&P Unity, основываясь на практике сопровождения таких конкурсов, подготовила гайдлайн с алгоритмом действий и формами необходимых документов. В нем можно найти не только ответы на озвученные выше вопросы, но и краткие дорожные карты с последовательностью действий организатора конкурса в каждом из возможных случаев. Кроме этого можно использовать отдельные комплекты документов с наборами форм для всех вариантов развития событий, включающие в себя образцы решений концедента, протоколов конкурсной комиссии и направляемых им уведомлений.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
1 Часть 6 статьи 27 Закона о концессиях.
2 Часть 7 статьи 32 Закона о концессиях.
3 Часть 7 статьи 32 Закона о концессиях.
4 Часть 6 статьи 25 Закона о ГЧП.
5 Часть 7 статьи 28 Закона о ГЧП.
6 Часть 6 статьи 29 Закона о концессии.
Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.