Инфраструктура. Право. Решения.

13-05-2024
Новый акт

 

22 апреля 2024 был подписан Федеральный закон от 22 апреля 2024 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Федеральный закон»), устанавливающий порядок заключения договоров в отношении отдельных объектов ЖКХ, принадлежащих хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования превышает 50 % («госкомпании»), а также особенности отчуждения отдельных объектов ЖКХ государственными или муниципальными предприятиями («ГУП/МУП»), казенными предприятиями. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 года.

Особенности порядка заключения договоров в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем («объекты»), принадлежащих на праве собственности госкомпаниям

1. Установлено, что заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении объектов, будет осуществляться по результатам проведения конкурсов или аукционов, за рядом исключений. Исключением, в частности, является предоставление госкомпаниями прав на объекты дочерним хозяйственным обществам, в уставном капитале которых госкомпаниям принадлежит более 50 % (при этом в свою очередь эти дочерние общества при передаче прав на объекты третьим лицам будут обязаны проводить торги); а также предоставление госкомпаниями, не соответствующими критериям отнесения к теплосетевым или транзитным организациям, прав на объекты организациям, которые соответствуют таким критериям.

Аукционы и конкурсы на право заключения договоров будут проводиться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (части 5 - 11 статьи 17.1).

2. Отчуждение принадлежащих госкомпаниям объектов (за исключением централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения) также будет осуществляться по результатам аукционов или конкурсов, за исключением отчуждения таких объектов:

  • на основании международных договоров Российской Федерации, федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения таким имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
  • государственным органам, органам местного самоуправления;
  • дочерним хозяйственным обществам, в уставном капитале которых госкомпаниям принадлежит более 50 %. При этом отчуждение такого имущества этими дочерними хозяйственными обществами третьим лицам осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для отчуждения такого имущества госкомпаниями (за исключением отдельных случаев).

Федеральным законом установлен порядок проведения указанных торгов, в частности, установлены срок приема заявок на участие в торгах (не менее 25 дней), требования к содержанию информационного сообщения о проведении торгов и к предоставляемым заявителями документам, исчерпывающий перечень для отказа в допуске к участию в торгах и др.

Начальная цена отчуждения имущества будет определяться в соответствии с отчетом об оценке (отчет должен быть не «старше» 6 месяцев).

Для участия в торгах заявитель будет вносить задаток в размере:

  •  20 % начальной цены, составляющей 100 миллионов рублей и более;
  •  10 % начальной цены, составляющей менее 100 миллионов рублей.

Конкурс будет проводиться в случае, если в отношении отчуждаемого имущества приобретателем должны быть выполнены инвестиционные обязательства (по строительству, реконструкции или модернизации) или эксплуатационные обязательства.

Условия инвестиционных обязательств будут определяться утвержденными инвестиционными программами (в зависимости от объекта – инвестиционной программой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, инвестиционной программой субъекта электроэнергетики или инвестиционной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение).

Условием эксплуатационных обязательств будет обязанность поставлять потребителям и абонентам товары, оказывать услуги по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае осуществления государственного регулирования соответствующих цен (тарифов)) и обеспечивать возможность получения потребителями и абонентами соответствующих товаров, услуг.

Аукцион будет проводиться в случае, если выполнение инвестиционных и эксплуатационных обязательств в отношении таких объектов не требуется.

Передача имущества и оформление права собственности на него осуществляются не позднее чем через 30 дней после дня полной оплаты.

Особенности отчуждения объектов (за исключением централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения), закрепленных на праве хозяйственного ведения за ГУП/МУП либо на праве оперативного управления за казенными предприятиями

В отличие от госкомпаний, которые в соответствии с Федеральным законом будут вправе отчуждать принадлежащие им указанные объекты по результатам как аукциона, так и конкурса, заключение ГУП/МУП и казенными предприятиями таких договоров будет осуществляться только по результатам проведения конкурсов.

Порядок проведения конкурса во многом соответствует установленному Федеральным законом в отношении торгов, проводимых госкомпаниями в отношении указанных объектов, но есть и некоторые особенности.

Приобретателями имущества смогут быть любые физические лица, а также юридические лица, за исключением:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;
  • юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 %;
  • юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Минфином России перечень офшорных зон, и которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах[1] в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Имущество будет отчуждаться при условии его обременения инвестиционными обязательствами (по строительству, реконструкции и (или) модернизации), эксплуатационными обязательствами.

Содержание инвестиционных обязательств должно предусматривать предельные сроки исполнения инвестиционных обязательств, превышение которых является существенным нарушением инвестиционных обязательств собственником и (или) законным владельцем такого имущества.

Эксплуатационные обязательства должны предусматривать максимальный период прекращения поставок потребителям и абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением эксплуатационных обязательств собственником и (или) законным владельцем

 

[1] Понятие «контролирующее лицо» используется в том же значении, что и в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Понятия «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец» используются в значениях, указанных в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.