Инфраструктура. Право. Решения.

31-07-2020
Новый акт

 

1 апреля 2020 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»1 («Закон»).

Основные цели принятия Закона:

1.   Формирование основы законодательства РФ об инвестиционной деятельности и её развитие. Закон призван актуализировать регулирование в сфере инвестиционных правоотношений. В связи с этим ранее действовавшие федеральные законы будут признаны утратившими силу.2

2.   Создание благоприятных условий для инвесторов. Для этого Законом вводится специальный инвестиционный режим, который, по мнению разработчиков, обеспечит предсказуемость правового регулирования, стабильность условий инвестиционной деятельности и её стимулирование.

3.   Для закрепления договоренностей между публично-правовыми образованиями и инвесторами предусматривается заключение между ними нового вида инвестиционного соглашения - соглашения о защите и поощрении капиталовложений («СЗПК»).  

СЗПК

По смыслу Закона СЗПК должно обеспечить его сторонам гарантии соблюдения их интересов при реализации нового инвестиционного проекта. По СЗПК публично-правовое образование гарантирует частной стороне неприменение в её отношении актов (решений) государственных (муниципальных) органов (вводится понятие стабилизационной оговорки), а частная сторона – вложение инвестиций в проекты.

Одним из ключевых условий СЗПК является описание нового инвестиционного проекта: его параметры (отклонения от них), сфера реализации, объем инвестиций.

Путем заключения СЗПК предполагается привлечь в реализацию нацпроектов инвестиции крупного бизнеса – 26-39 трлн. рублей против государственных инвестиций в 13 трлн. рублей.

Стабилизационная оговорка

Закон устанавливает объем стабилизационной оговорки через перечень актов, изменение которых не должно влиять на проект, в зависимости от параметров проекта и субъектного состава СЗПК. Закон выделяет следующие категории проектов для целей применения оговорки:

1.   Сторона СЗПК  -  субъект РФ + объем частных капиталовложений от 200 млн. рублей до 1 млрд. рублей (верхняя планка не применима для Москвы и Санкт-Петербурга).

2.   Сторона СЗПК - РФ + объем частных капиталовложений не менее:

―   250 млн. рублей для проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;

   500 млн. рублей для проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства;

―   1,5 млрд. рублей для проектов в сфере обрабатывающего производства;

―   5 млрд. рублей для проектов в иных сферах экономики.

3.   Сторона СЗПК - РФ + объем частных капиталовложений не менее 10 млрд. рублей.

Субъектный состав СЗПК

СЗПК могут заключаться между РФ, субъектом РФ, муниципальными образованиями («Публичная сторона») и российским юридическим лицом («Частная сторона»), реализующим инвестиционный проект в одной из сфер российской экономики При этом инвестиции  в ряд отраслей не могут быть предметом СЗПК. В перечень исключений вошли строительная (сегменты - административно-деловые и торговые центры, жилые дома), финансовая отрасли, игорный бизнес и др.

Меры государственной поддержки

В рамках СЗПК частной стороне помимо стабилизационной оговорки могут быть предоставлены меры государственной поддержки. Государственная поддержка предполагает возмещение частной стороне затрат за счет средств бюджета собственных и привлеченных инвестиций, вложенных в

  • создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур;
  • реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

В зависимости от типа инфраструктуры устанавливается предельный объем возмещаемых затрат и срок предоставления таких мер:

  • для обеспечивающей инфраструктуры – не более 50% фактически понесенных затрат в течение не более 5 лет;
  • для сопутствующей инфраструктуры – не более 100% фактически понесенных затрат в течение не более 10 лет.

При этом список мер поддержки, предусмотренный Законом, потенциально не является закрытым.

Порядок заключения СЗПК

СЗПК может быть заключено двумя способами:

  • на основе частной проектной инициативы (частная сторона должна подготовить заявление о реализации инвестиционного проекта и приложения к нему);
  • на основе публичной проектной инициативы (публичная сторона должна подготовить декларацию о реализации инвестиционного проекта и приложения к нему).

Для целей обеспечения информационного взаимодействия между частной и публичной сторонами планируется создание государственной информационной системы «Капиталовложения». ГИС «Капиталовложения» станет платформой, через которую в том числе будут подаваться заявления частных сторон и декларации публичных сторон. В Законе закреплен основной перечень документов, подаваемых сторонами СЗПК при реализации проектных инициатив. Правительством РФ этот список должен быть дополнен.

Сроки

В течение года со дня вступления в силу Закона могут заключаться только те СЗПК, публичной стороной по которым является РФ.

До запуска ГИС «Капиталовложения» будет действовать временный порядок заключения СЗПК:

  • заявления частной стороны по частной проектной инициативе должны составляться на бумажном носителе и направляться по почтовому адресу публичной стороны;
  • декларации о реализации инвестиционных проектов по публичной проектной инициативе должны размещаться на информационных ресурсах, определенных Правительством РФ.

 При этом СЗПК могут быть заключены не позднее 01.01.2030 г.

***

Напомним, что в первоначальном варианте проекта Закона предполагалось, что его действие будет распространяться на правоотношения, возникающие при реализации ГЧП-проектов на основе концессионных соглашений («КС») и соглашений о государственно- (муниципально-) частном партнерстве («СГЧП»). В частности, предусматривалось, что положения о мерах поддержки (порядок принятия публично-правовыми образованиями обязательств по предоставлению мер государственной поддержки, а также обязательный учет предоставленных мер) станут общими для всех инвестиционных проектов. Исключение из-под действия Закона КС и СГЧП свидетельствует о том, что законодатель, во всяком случае на текущий момент, прислушался к позиции представителей ГЧП-сообщества о невозможности регулирования ГЧП-проектов предлагаемым Законом публично-правовым методом.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


1 https://sozd.duma.gov.ru/bill/828237-7

2 В связи с принятием Закона будут признаны утратившими свою силу Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и Федеральный Закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.  

 


Последние статьи

ОКН в ГЧП
13 May 2025
Аналитика

ОКН в ГЧП

Эксперты P&P Unity подготовили обзор "ОКН в ГЧП". Материал посвящен особенностям регулирования концессионных соглашений в отношении объектов культурного наследия.

Принят порядок ведения реестра обязательств по концессионным соглашениям и соглашениям о ГЧП
12 May 2025
Новый акт

Принят порядок ведения реестра обязательств по концессионным соглашениям и соглашениям о ГЧП

Правительство РФ утвердило порядок ведения реестра обязательств, возникающих при исполнении концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве.

Правительство РФ предлагает обязать организации в сфере водо- и теплоснабжения утверждать инвестиционные программы
30 Apr 2025
Новый акт

Правительство РФ предлагает обязать организации в сфере водо- и теплоснабжения утверждать инвестиционные программы

В Государственную думу внесен законопроект, предусматривающий новые требования к инвестиционным программам в сфере ЖКХ и введение обязанности для некоторых организаций утверждать такие программы

Изменения для концессионеров в сфере тепло- и водоснабжения
28 Apr 2025
Новый акт

Изменения для концессионеров в сфере тепло- и водоснабжения

Новым Постановлением Правительства РФ внесены изменения в акты Правительства РФ, касающиеся концессионных соглашений в области тепло- и водоснабжения, а также тарифного регулирования