Инфраструктура. Право. Решения.

 

Возможность запуска «военных» концессий обсуждалась давно. Необходимые правки в законодательство были внесены еще в конце 2015 года: возможным объектом концессионного соглашения стали здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил РФ, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений («Военное имущество»)1.

Пилотным станет проект по строительству производственно-логистического комплекса (ПЛК) для решения государственных задач в Арктике. 16 ноября 2017 года было принято Распоряжение Правительства РФ № 2529 о заключении концессионного соглашения с ООО «ПЛК Архангельск» в отношении создания соответствующего ПЛК на территории Архангельской области. Концедентом выступает Министерство обороны Российской Федерации.

В силу специфики Военного имущества к таким концессиям законодательство предъявляют специальные требования, которые мы рассмотрели ниже.

Субъектный состав

Согласно Конституции Российской Федерации оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования находятся в ведении Российской Федерации2. Поэтому концессии, реализуемые в этой сфере, должна заключаться на федеральном уровне – концедентом может являться только Российская Федерация.

Особые требования предъявляются к частной стороне - концессионерами по соглашениям, заключенным в отношении Военного имущества, не могут являться3:

  • иностранные инвесторы (иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица);
  • организации, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица, иностранные государства, их органы, за исключением случаев, определенных международным договором РФ, федеральным законом, решением Президента РФ.

Особенности превращения концессий 

Концессионное законодательство предусматривает упрощенный порядок прекращения концессионного соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств. В таком случае соглашение прекращается Минобороны РФ по решению Правительства РФ4. Специальных оснований для принятия подобного решения не установлено.

В то же время для прочих концессионных объектов досрочное прекращение во внесудебном порядке по инициативе концедента возможно, если это предусмотрено концессионным соглашением и если неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств повлекло за собой причинение вреда жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда5.

Государственная тайна

Отдельные сведения в военной области относятся к государственной тайне6. В случае если информация о Военном имуществе как объекте концессии является «секретной» либо такое имущество имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, конкурс на право заключения концессионного соглашения должен быть закрытым7. Это означает, что принять в нем участие могут только лица, которым направлено специальное приглашение, а при его проведении должна соблюдаться государственная тайна.

При этом концессионное соглашение может быть заключено без конкурса на основании решения Правительства РФ.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


1 Пункт 15 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

2 Пункт «м» статьи 71 Конституции Российской Федерации.

3 Часть 1.4 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

4 Часть 6 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

5 Пункт 4 части 5 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

6 Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

7 Часть 2 статьи 21 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.  

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.