Инфраструктура. Право. Решения.

 

1 июля 2022 года вступят в силу достаточно давно ожидаемые рынком изменения в Закон о контрактной системе1 в части регулирования офсетного контракта. Теперь инвестор, заключивший контракт, может не только создавать и модернизировать производство для целей поставки товара, но и создавать или реконструировать имущество, необходимое для оказания услуги в целях обеспечения государственных нужд.

Основные черты, характерные для офсетного контракта, не изменятся, в частности, сохранится прежним минимальный объем инвестиций, который нужно вложить инвестору – он составляет 1 миллиард рублей. 

Расширение предмета закупки по офсету, безусловно, сделает инструмент более привлекательным для инвесторов, ориентированных на публичного заказчика, так как откроет возможность реализации услуг в рамках закупки у единственного поставщика. Это касается в первую очередь услуг, потребляемых государственными и муниципальными учреждениями, которые в силу прямого указания закона должны закупаться исключительно по Закону о контрактной системе. 

Офсетный контракт может стать основным рабочим инструментом в сфере, например, социального питания. Сейчас для выполнения своей обязанности по организации питания школы, детские сады и медицинские учреждения в основной массе отыгрывают краткосрочные контракты, что не способствует привлечению в отрасль серьезных инвестиций, в первую очередь долгосрочного заемного финансирования. Применение таких традиционных механизмов ГЧП, как концессионное соглашение и соглашение о государственно-частном партнерстве, осложняется неопределенностью статуса потенциальных объектов и консервативным отраслевым регулированием. 

Вместе с тем, несмотря на появление в Законе о контрактной системе новой опции, потенциальные частные инвесторы как и финансирующие организации озабочены рядом вопросов, напрямую касающихся потенциальной банкуемости подобных проектов, являющихся, с учетом требований закона, достаточно капиталоемкими:

  • Пока остается неясным механизм обеспечения окупаемости инвестиций в случае, если услуга не будет востребована в необходимом объеме. Особенно это касается ситуаций, когда в качестве основных потребителей выступают муниципалитеты (подведомственные им учреждения), а не сам субъект РФ, то есть предоставить гарантию полного «выкупа» услуги регион не может или не хочет.
  • Гарантии при досрочном расторжении офсетного контракта сильно зависят от специфики услуги, в целях оказания которой создано имущество: «социально значимую» инфраструктуру гораздо сложнее реализовать, даже если банк использует механизм залога, а механизма прямой компенсации инвестиций со стороны региона офсетный контракт по умолчанию не предусматривает.
  • Отсутствует прямое нормативное регулирование учета в стоимости услуги «инвестиционной» составляющей проекта и др.

Часть озвученных вопросов может быть решена в процессе наработки практики заключения офсетных контрактов: так, в первые годы появления концессий о механизме «особых обстоятельств» знали единицы, а сейчас почти невозможно встретить концессию без этой важнейшей гарантии прав концессионера. Однако ряд вопросов требует дальнейшего нормативного совершенствования инструмента, возможно даже изъятия его из-под действия отдельных норм Закона о контрактной системе.  


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

 


Последние статьи

ГЧП-советник стал одним из лидеров рейтинга юридических Телеграм-каналов за 2025 год
11 Dec 2025
Новости

ГЧП-советник стал одним из лидеров рейтинга юридических Телеграм-каналов за 2025 год

По итогам рейтинга за 2025 год от Veta Телеграм-канал ГЧП-советник занял высокие позиции во всех трех номинациях в сфере государственно-частного партнерства.

Изменение правил реализации концессий в сфере ЖКХ
10 Dec 2025
Новый акт

Изменение правил реализации концессий в сфере ЖКХ

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий внесение изменений в правила реализации коммунальных концессий.

P&P Unity укрепила свои лидерские позиции на юридическом рынке
09 Dec 2025
Новости

P&P Unity укрепила свои лидерские позиции на юридическом рынке

P&P Unity — лидер на юридическом рынке в шести отраслях по версии «Право-300».

Партнёры P&P Unity — в числе ведущих юристов по версии «Российской газеты» в трех номинациях
04 Dec 2025
Новости

Партнёры P&P Unity — в числе ведущих юристов по версии «Российской газеты» в трех номинациях

По итогам исследования «Рейтинг юристов и их компаний — 2025» от RG.ru партнёры компании P&P Unity были признаны лидирующими юристами в нескольких практиках.