1 июля 2022 года вступят в силу достаточно давно ожидаемые рынком изменения в Закон о контрактной системе1 в части регулирования офсетного контракта. Теперь инвестор, заключивший контракт, может не только создавать и модернизировать производство для целей поставки товара, но и создавать или реконструировать имущество, необходимое для оказания услуги в целях обеспечения государственных нужд.
Основные черты, характерные для офсетного контракта, не изменятся, в частности, сохранится прежним минимальный объем инвестиций, который нужно вложить инвестору – он составляет 1 миллиард рублей.
Расширение предмета закупки по офсету, безусловно, сделает инструмент более привлекательным для инвесторов, ориентированных на публичного заказчика, так как откроет возможность реализации услуг в рамках закупки у единственного поставщика. Это касается в первую очередь услуг, потребляемых государственными и муниципальными учреждениями, которые в силу прямого указания закона должны закупаться исключительно по Закону о контрактной системе.
Офсетный контракт может стать основным рабочим инструментом в сфере, например, социального питания. Сейчас для выполнения своей обязанности по организации питания школы, детские сады и медицинские учреждения в основной массе отыгрывают краткосрочные контракты, что не способствует привлечению в отрасль серьезных инвестиций, в первую очередь долгосрочного заемного финансирования. Применение таких традиционных механизмов ГЧП, как концессионное соглашение и соглашение о государственно-частном партнерстве, осложняется неопределенностью статуса потенциальных объектов и консервативным отраслевым регулированием.
Вместе с тем, несмотря на появление в Законе о контрактной системе новой опции, потенциальные частные инвесторы как и финансирующие организации озабочены рядом вопросов, напрямую касающихся потенциальной банкуемости подобных проектов, являющихся, с учетом требований закона, достаточно капиталоемкими:
- Пока остается неясным механизм обеспечения окупаемости инвестиций в случае, если услуга не будет востребована в необходимом объеме. Особенно это касается ситуаций, когда в качестве основных потребителей выступают муниципалитеты (подведомственные им учреждения), а не сам субъект РФ, то есть предоставить гарантию полного «выкупа» услуги регион не может или не хочет.
- Гарантии при досрочном расторжении офсетного контракта сильно зависят от специфики услуги, в целях оказания которой создано имущество: «социально значимую» инфраструктуру гораздо сложнее реализовать, даже если банк использует механизм залога, а механизма прямой компенсации инвестиций со стороны региона офсетный контракт по умолчанию не предусматривает.
- Отсутствует прямое нормативное регулирование учета в стоимости услуги «инвестиционной» составляющей проекта и др.
Часть озвученных вопросов может быть решена в процессе наработки практики заключения офсетных контрактов: так, в первые годы появления концессий о механизме «особых обстоятельств» знали единицы, а сейчас почти невозможно встретить концессию без этой важнейшей гарантии прав концессионера. Однако ряд вопросов требует дальнейшего нормативного совершенствования инструмента, возможно даже изъятия его из-под действия отдельных норм Закона о контрактной системе.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
1 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.