Инфраструктура. Право. Решения.

10-02-2022
Аналитика

 

1 июля 2022 года вступят в силу достаточно давно ожидаемые рынком изменения в Закон о контрактной системе1 в части регулирования офсетного контракта. Теперь инвестор, заключивший контракт, может не только создавать и модернизировать производство для целей поставки товара, но и создавать или реконструировать имущество, необходимое для оказания услуги в целях обеспечения государственных нужд.

Основные черты, характерные для офсетного контракта, не изменятся, в частности, сохранится прежним минимальный объем инвестиций, который нужно вложить инвестору – он составляет 1 миллиард рублей. 

Расширение предмета закупки по офсету, безусловно, сделает инструмент более привлекательным для инвесторов, ориентированных на публичного заказчика, так как откроет возможность реализации услуг в рамках закупки у единственного поставщика. Это касается в первую очередь услуг, потребляемых государственными и муниципальными учреждениями, которые в силу прямого указания закона должны закупаться исключительно по Закону о контрактной системе. 

Офсетный контракт может стать основным рабочим инструментом в сфере, например, социального питания. Сейчас для выполнения своей обязанности по организации питания школы, детские сады и медицинские учреждения в основной массе отыгрывают краткосрочные контракты, что не способствует привлечению в отрасль серьезных инвестиций, в первую очередь долгосрочного заемного финансирования. Применение таких традиционных механизмов ГЧП, как концессионное соглашение и соглашение о государственно-частном партнерстве, осложняется неопределенностью статуса потенциальных объектов и консервативным отраслевым регулированием. 

Вместе с тем, несмотря на появление в Законе о контрактной системе новой опции, потенциальные частные инвесторы как и финансирующие организации озабочены рядом вопросов, напрямую касающихся потенциальной банкуемости подобных проектов, являющихся, с учетом требований закона, достаточно капиталоемкими:

  • Пока остается неясным механизм обеспечения окупаемости инвестиций в случае, если услуга не будет востребована в необходимом объеме. Особенно это касается ситуаций, когда в качестве основных потребителей выступают муниципалитеты (подведомственные им учреждения), а не сам субъект РФ, то есть предоставить гарантию полного «выкупа» услуги регион не может или не хочет.
  • Гарантии при досрочном расторжении офсетного контракта сильно зависят от специфики услуги, в целях оказания которой создано имущество: «социально значимую» инфраструктуру гораздо сложнее реализовать, даже если банк использует механизм залога, а механизма прямой компенсации инвестиций со стороны региона офсетный контракт по умолчанию не предусматривает.
  • Отсутствует прямое нормативное регулирование учета в стоимости услуги «инвестиционной» составляющей проекта и др.

Часть озвученных вопросов может быть решена в процессе наработки практики заключения офсетных контрактов: так, в первые годы появления концессий о механизме «особых обстоятельств» знали единицы, а сейчас почти невозможно встретить концессию без этой важнейшей гарантии прав концессионера. Однако ряд вопросов требует дальнейшего нормативного совершенствования инструмента, возможно даже изъятия его из-под действия отдельных норм Закона о контрактной системе.   


Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

 

Поделиться:

Последние статьи

Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете офшорным компаниям заключать концессии в сфере ЖКХ
07 Dec 2022
Новый акт

Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете офшорным компаниям заключать концессии в сфере ЖКХ

6 декабря 2022 года Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в часть 1 статьи 40 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

Разработан проект правил финансирования модернизации  систем коммунальной инфраструктуры Фондом развития территорий
06 Dec 2022
Новый акт

Разработан проект правил финансирования модернизации систем коммунальной инфраструктуры Фондом развития территорий

Минстрой России подготовил проект постановления Правительства РФ, утверждающий Правила предоставления финансовой поддержки за счет средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 – 2027 годы

Компания P&P Unity – в лидерах рынка «Право.ru – 300»
05 Dec 2022
Новости

Компания P&P Unity – в лидерах рынка «Право.ru – 300»

3 декабря были опубликованы результаты исследования юридического рынка «Право.ru-300»

Антимонопольный орган будет давать согласие на изменение коммунальной концессии в случае финансирования проекта за счет Фонда развития территорий
01 Dec 2022
Новый акт

Антимонопольный орган будет давать согласие на изменение коммунальной концессии в случае финансирования проекта за счет Фонда развития территорий

ФАС России подготовлен проект изменений в Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 № 368