В Постановление Правительства РФ от 24.04.2014 № 368, устанавливающее правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения («Правила»), в конце июня 2022 года были внесены очередные изменения. В соответствии с новой редакцией подпункта "к") пункта 2 Правил согласование антимонопольным органом изменений условий концессионного соглашения может осуществляться по причине «существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении».
С учетом непредсказуемости рыночной ситуации в последние месяцы новая редакция Правил может стать настоящим спасением для целого ряда концессионеров, попавших в патовую ситуацию при исполнении концессии.
Указанное изменение – не первая попытка смягчить жесткие (а по мнению большинства участников рынка – даже чрезмерно жесткие) требования к изменению существенных условий концессионных соглашений.
Так, в конце 2021 года Правила дополнились таким основанием изменений, как увеличение размера расходов концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессии в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы. Увеличение, впрочем, было ограничено 30% и не распространялось на проекты в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроэнергетики, газоснабжения и ТКО. С одной стороны, причина ограничения понятна – это тарифные концессии, в которых изменение стоимости строительства объекта потянет за собой изменение плановой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования. С другой – именно для тарифных концессий объем инвестиций является существенным условием, изменение которого требует согласования с антимонопольным органом, для прочих концессий это условие опционально, а значит, не являясь существенным, могло быть изменено и без согласия антимонопольного органа.
Новое основание не дополнило список «одобряемых» изменений, а заменило собой увеличение расходов на строительство. Очевидно, подразумевается, что теперь увеличение расходов точно должно рассматриваться и сторонами, и антимонопольным органом как существенное изменение обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении?
Какие еще обстоятельства попадут в данную категорию предсказать пока сложно. Например, ранее суды уже высказывали позиции, согласно которым не является существенным изменением обстоятельств финансовый кризис1 или инфляция2. Да и увеличение стоимости строительства в качестве существенного изменения обстоятельств также не всегда рассматривалось3. Впрочем, как можно заметить из решений, эта практика достаточно старая и не касалась масштабных инвестиционных проектов.
Интересно также будет узнать позицию антимонопольного органа относительно того, должны ли теперь стороны концессионного соглашения как-то дополнительно обозначать в концессионном соглашении те обстоятельства, которые считают существенными для целей потенциального одобрения изменения антимонопольным органом. Ведь существенное изменение обстоятельств является основанием для изменения договора в силу прямого указания статьи 451 Гражданского кодекса РФ. То есть в теории, являясь актом высшей юридической силы, Гражданский кодекс и ранее устанавливал существенное изменение обстоятельств в качестве дополнительного основание для изменений, помимо тех, что прямо установлены Правилами.
Впрочем, вместо того, чтобы долго рассуждать о конкуренции норм, мы лучше констатируем, что порядок изменения концессионных соглашений очевидно смягчился и сдвинулся в сторону привычного делового оборота вместо традиционной заурегулированности, свойственной публичным правоотношениям.
Будущим участникам проектов стоит обратить внимание на эти изменения и, возможно, внести корректировки в проекты еще не заключенных концессионных соглашений. Тем более, что положения законопроекта, отменяющего требование об обязательном получении согласия антимонопольного органа до 01 января 2023 года, как и старая редакция подпункта к) Правил, не распространяется на «тарифные» концессии.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
1 Постановление Президиума ВАС РФ от 07.08.2001 N 4876/01
2 Постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 1074/10 по делу N А40-90259/08-28-767
3 Постановление Президиума ВАС РФ от 06.10.1998 N 249/98
Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.