Инфраструктура. Право. Решения.

 

В Постановление Правительства РФ от 24.04.2014 № 368, устанавливающее правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения («Правила»), в конце июня 2022 года были внесены очередные изменения. В соответствии с новой редакцией подпункта "к") пункта 2 Правил согласование антимонопольным органом изменений условий концессионного соглашения может осуществляться по причине «существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении».

С учетом непредсказуемости рыночной ситуации в последние месяцы новая редакция Правил может стать настоящим спасением для целого ряда концессионеров, попавших в патовую ситуацию при исполнении концессии. 

Указанное изменение – не первая попытка смягчить жесткие (а по мнению большинства участников рынка – даже чрезмерно жесткие) требования к изменению существенных условий концессионных соглашений. 

Так, в конце 2021 года Правила дополнились таким основанием изменений, как увеличение размера расходов концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессии в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы. Увеличение, впрочем, было ограничено 30% и не распространялось на проекты в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроэнергетики, газоснабжения и ТКО. С одной стороны, причина ограничения понятна – это тарифные концессии, в которых изменение стоимости строительства объекта потянет за собой изменение плановой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования. С другой – именно для тарифных концессий объем инвестиций является существенным условием, изменение которого требует согласования с антимонопольным органом, для прочих концессий это условие опционально, а значит, не являясь существенным, могло быть изменено и без согласия антимонопольного органа.

Новое основание не дополнило список «одобряемых» изменений, а заменило собой увеличение расходов на строительство. Очевидно, подразумевается, что теперь увеличение расходов точно должно рассматриваться и сторонами, и антимонопольным органом как существенное изменение обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении?

Какие еще обстоятельства попадут в данную категорию предсказать пока сложно. Например, ранее суды уже высказывали позиции, согласно которым не является существенным изменением обстоятельств финансовый кризис1 или инфляция2. Да и увеличение стоимости строительства в качестве существенного изменения обстоятельств также не всегда рассматривалось3. Впрочем, как можно заметить из решений, эта практика достаточно старая и не касалась масштабных инвестиционных проектов. 

Интересно также будет узнать позицию антимонопольного органа относительно того, должны ли теперь стороны концессионного соглашения как-то дополнительно обозначать в концессионном соглашении те обстоятельства, которые считают существенными для целей потенциального одобрения изменения антимонопольным органом. Ведь существенное изменение обстоятельств является основанием для изменения договора в силу прямого указания статьи 451 Гражданского кодекса РФ. То есть в теории, являясь актом высшей юридической силы, Гражданский кодекс и ранее устанавливал существенное изменение обстоятельств в качестве дополнительного основание для изменений, помимо тех, что прямо установлены Правилами. 

Впрочем, вместо того, чтобы долго рассуждать о конкуренции норм, мы лучше констатируем, что порядок изменения концессионных соглашений очевидно смягчился и сдвинулся в сторону привычного делового оборота вместо традиционной заурегулированности, свойственной публичным правоотношениям. 

Будущим участникам проектов стоит обратить внимание на эти изменения и, возможно, внести корректировки в проекты еще не заключенных концессионных соглашений. Тем более, что положения законопроекта, отменяющего требование об обязательном получении согласия антимонопольного органа до 01 января  2023 года, как и старая редакция подпункта к) Правил, не распространяется на «тарифные» концессии.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


  Постановление Президиума ВАС РФ от 07.08.2001 N 4876/01
  Постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 1074/10 по делу N А40-90259/08-28-767
  Постановление Президиума ВАС РФ от 06.10.1998 N 249/98


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.