Инфраструктура. Право. Решения.

 

В Постановление Правительства РФ от 24.04.2014 № 368, устанавливающее правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения («Правила»), в конце июня 2022 года были внесены очередные изменения. В соответствии с новой редакцией подпункта "к") пункта 2 Правил согласование антимонопольным органом изменений условий концессионного соглашения может осуществляться по причине «существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении».

С учетом непредсказуемости рыночной ситуации в последние месяцы новая редакция Правил может стать настоящим спасением для целого ряда концессионеров, попавших в патовую ситуацию при исполнении концессии. 

Указанное изменение – не первая попытка смягчить жесткие (а по мнению большинства участников рынка – даже чрезмерно жесткие) требования к изменению существенных условий концессионных соглашений. 

Так, в конце 2021 года Правила дополнились таким основанием изменений, как увеличение размера расходов концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессии в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы. Увеличение, впрочем, было ограничено 30% и не распространялось на проекты в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроэнергетики, газоснабжения и ТКО. С одной стороны, причина ограничения понятна – это тарифные концессии, в которых изменение стоимости строительства объекта потянет за собой изменение плановой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования. С другой – именно для тарифных концессий объем инвестиций является существенным условием, изменение которого требует согласования с антимонопольным органом, для прочих концессий это условие опционально, а значит, не являясь существенным, могло быть изменено и без согласия антимонопольного органа.

Новое основание не дополнило список «одобряемых» изменений, а заменило собой увеличение расходов на строительство. Очевидно, подразумевается, что теперь увеличение расходов точно должно рассматриваться и сторонами, и антимонопольным органом как существенное изменение обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении?

Какие еще обстоятельства попадут в данную категорию предсказать пока сложно. Например, ранее суды уже высказывали позиции, согласно которым не является существенным изменением обстоятельств финансовый кризис1 или инфляция2. Да и увеличение стоимости строительства в качестве существенного изменения обстоятельств также не всегда рассматривалось3. Впрочем, как можно заметить из решений, эта практика достаточно старая и не касалась масштабных инвестиционных проектов. 

Интересно также будет узнать позицию антимонопольного органа относительно того, должны ли теперь стороны концессионного соглашения как-то дополнительно обозначать в концессионном соглашении те обстоятельства, которые считают существенными для целей потенциального одобрения изменения антимонопольным органом. Ведь существенное изменение обстоятельств является основанием для изменения договора в силу прямого указания статьи 451 Гражданского кодекса РФ. То есть в теории, являясь актом высшей юридической силы, Гражданский кодекс и ранее устанавливал существенное изменение обстоятельств в качестве дополнительного основание для изменений, помимо тех, что прямо установлены Правилами. 

Впрочем, вместо того, чтобы долго рассуждать о конкуренции норм, мы лучше констатируем, что порядок изменения концессионных соглашений очевидно смягчился и сдвинулся в сторону привычного делового оборота вместо традиционной заурегулированности, свойственной публичным правоотношениям. 

Будущим участникам проектов стоит обратить внимание на эти изменения и, возможно, внести корректировки в проекты еще не заключенных концессионных соглашений. Тем более, что положения законопроекта, отменяющего требование об обязательном получении согласия антимонопольного органа до 01 января  2023 года, как и старая редакция подпункта к) Правил, не распространяется на «тарифные» концессии.


  Постановление Президиума ВАС РФ от 07.08.2001 N 4876/01
  Постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 1074/10 по делу N А40-90259/08-28-767
  Постановление Президиума ВАС РФ от 06.10.1998 N 249/98


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

 


Последние статьи

Вступили в силу правила предоставления специального казначейского кредита
16 May 2023
Новый акт

Вступили в силу правила предоставления специального казначейского кредита

27 апреля 2023 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 31.03.2023 N 525,  которым утверждены Правила предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета.

Заключено концессионное соглашение в отношении строительства объектов ТКО в Рязанской области
12 May 2023
Новости

Заключено концессионное соглашение в отношении строительства объектов ТКО в Рязанской области

Команда P&P Unity обеспечила полное юридическое сопровождение проекта, в том числе подачу "частной концессионной инициативы", согласование условий проекта концессии с уполномоченными органами власти Рязанской области и коммерческое закрытие.
 

Старший юрист P&P Unity дала комментарий телеканалу «РБК-Уфа»
19 Apr 2023
Новости

Старший юрист P&P Unity дала комментарий телеканалу «РБК-Уфа»

Старший юрист компании P&P Unity Эльвира Кунакова дала комментарий телеканалу «РБК-Уфа» по вопросу предоставления земельных участков в аренду без торгов инвесторам, реализующим проекты в сфере импортозамещения

Участие специальных проектных компаний в процедуре «частной концессионной инициативы»
14 Apr 2023
Аналитика

Участие специальных проектных компаний в процедуре «частной концессионной инициативы»

Проектное финансирование получило широкое распространение в рамках структурирования ГЧП-проектов. Оно реализуется через специальную проектную компанию которая создается под конкретный проект. Это позволяет обособить реализуемый ГЧП-проект от рисков, связанных с иной деятельностью компании.