Инфраструктура. Право. Решения.

 

На текущий момент конкурируют две основные модели модернизации систем городского освещения – давно знакомый рынку энергосервисный контракт и набирающие популярность концессии в сфере освещения. Контракты жизненного цикла пока встречаются значительно реже.

Нам часто задают вопрос – в чем заключается принципиальное отличие, которое определяет единственно возможную для участников правовую модель проекта.

Обычно, сравнивая концессию с государственным контрактом (а именно в рамках Закона о контрактной системе заключаются энергосервисные контракты с муниципалитетами), мы в первую очередь говорим о различном формате бюджетного участия в проекте. Но если проанализировать финансовые потоки по концессии и энергосервису, видно, что они отличаются не так уж сильно. Основным источником финансирования частной стороны является бюджет, а возможность получения дополнительного дохода от эксплуатации, характерная для концессии и отсутствующая для энергосервиса, зачастую не оказывает серьезного влияния (в денежном выражении) на финансовую модель проекта.

Ключевое отличие -  не в формах финансирования проекта, а в объеме инвестиционных обязательств, которые берет на себя частная сторона. Энергосервисные контракты замечательно подходят для проектов, требующих замены существующего оборудования (светильники и др.) на более энергоэффективное. Как правило, это не влечет за собой серьезного увеличения бюджетной нагрузки.

Но в силу законодательного ограничения в предмет энергосервисного контракта нельзя включить мероприятия по установке новых опор освещения. Поэтому муниципалитеты, планирующие избавиться от так называемых «темных пятен» - неосвещенных территорий на карте города, – с большей вероятностью будут рассматривать именно концессию. Проекты подобного рода значительно более капиталоемкие, а значит, вырастает и размер бюджетных платежей.

Если оценить рынок, мы увидим, что большинство концессий предусматривает значительный объем обязательств концессионера именно по строительству новых и модернизации существующих опор – это уже заключенные концессии в ВолгоградеЭлектростали и Солнечногорске, отмененный конкурс в Ижевске и др. Однако есть и исключения – например, концессия в отношении системы освещения г. Рассказово не предполагает каких-либо мероприятий в отношении опор освещения – они даже не являются объектом соглашения и не передаются концессионеру, что, впрочем, также допустимо с точки зрения концессионного законодательства.

На наш взгляд, концессия предполагает больший маневр с точки зрения инвестиционного наполнения проекта – ее можно ограничить лишь энергоэффективными мероприятиями, приблизив тем самым к энергосервисному контракту, а можно, напротив, масштабировать за счет серьезной программы модернизации. Выбор за участниками конкретного проекта, тем более, что различный объем инвестиционных обязательств частной стороны – одно из важных, но не единственное различие между моделями.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.