Инфраструктура. Право. Решения.

 

Прошёл почти год с даты принятия Федерального закона от 29.06.2018 № 173-ФЗ (Закон о ГЧП в ИТ), позволившего заключать концессионные соглашения и соглашения о ГЧП в отношении объектов ИТ-инфраструктуры. Рынок относительно эмоционально отреагировал на новую возможность, ожидая запуск крупных ИТ-проектов с уже известными игроками и появление новых участников ГЧП-рынка. Однако пока количество проектов, структурированных по Закону о ГЧП в ИТ, мягко говоря, невысоко.

Общение с инициаторами проектов и органами власти показало, что запрос на запуск ИТ-инициатив есть на всех уровнях власти, но большинство не до конца понимает возможности, которые открыты перед рынком. Есть сложности в освоении и самого инструментария.

Отдельным проблемным вопросом является неурегулированность ситуации с запуском проектов на муниципальном уровне, который, как оказалось, показывает достаточно высокий спрос на ИТ-продукты в формате ГЧП. По большей части это связано с реализацией ведомственной программы «Умный город».

Законодатель прямо запрещает заключать ГЧП-сделки в отношении ИТ-инфраструктуры на основе соглашения о муниципально-частном партнерстве. В отношении концессионных соглашений ситуация неоднозначна.

С одной стороны, концессионный закон прямо не запрещает реализацию ИТ-проектов на муниципальном уровне. С другой  -  устанавливает четкий перечень органов власти, которые могут принимать решение о реализации концессионных проектов в отношении ИТ-инфраструктуры. Органов местного самоуправления в этом перечне нет. Безусловно, в законе есть оговорка о том, что общие правила концессионного закона также действуют в отношении ИТ-инфраструктуры (в той части, в которой применимо). И такое положение можно трактовать расширительно, подразумевая возможность запуска ИТ-инициатив на муниципальном уровне. Но трактовка не позволяет снять все возможные риски, в особенности с учетом реалий применения законодательства надзорными и антимонопольными органами.

Можно услышать разные объяснения такому «ущемлению» муниципалитетов. Например, есть мнение о том, что муниципалитеты, самостоятельно разрабатывая ИТ-проекты, не смогут обеспечить сопряжение создаваемых продуктов (информационных систем, сервисов и др.) с единым информационным «каркасом» государства.  То есть запускать такие проекты на уровне муниципалитетов пока рано – не созрели.

Вместе с тем, перед местным уровнем власти ставятся KPI по внедрению цифровых решений, а некоторые решения нужны, чтобы снять непрофильную нагрузку и улучшить качество муниципальных услуг. Мы видим, что команды многих муниципалитетов (в основном крупных) по уровню компетенций «обгоняют» иные региональные команды. Иными словами, есть потребность и компетенции, но законодательная неопределенность тормозит развитие ИТ-инфраструктуры на местном уровне.

Рынок в курсе проблемы, предпринимаются попытки её разрешить (в том числе на законодательном уровне). Но пока при подготовке ИТ-инициатив на муниципальном уровне участникам проектов следует быть осторожными и рассматривать все варианты их структурирования с учетом отраслевой принадлежности проекта.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity

Поделиться:

Последние статьи

В первом чтении принят законопроект о совершенствовании концессионного законодательства в том числе в сфере ЖКХ
30 Sep 2022
Новый акт

В первом чтении принят законопроект о совершенствовании концессионного законодательства в том числе в сфере ЖКХ

27 сентября 2022 года Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении  законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Разработан проект постановления Правительства РФ о принятии за счет средств федерального бюджета долгосрочных расходных обязательств
27 Sep 2022
Новый акт

Разработан проект постановления Правительства РФ о принятии за счет средств федерального бюджета долгосрочных расходных обязательств

Согласно пояснительно записке Проектом предложено установить единый порядок принятия решений о заключении государственных контрактов, договоров (соглашений), предусматривающих возникновение долгосрочных расходных обязательств федерального бюджета по оплате государственных контрактов, предоставлению из федерального бюджета субсидий юридическим лицам.

Соответствие иных лиц, подающих заявки в рамках частной концессионной инициативы, требованиям: декларация или документальное подтверждение

Соответствие иных лиц, подающих заявки в рамках частной концессионной инициативы, требованиям: декларация или документальное подтверждение

Эксперты P&P Unity рассуждают о требованиях к иным лицам, подающим заявки в рамках частной концессионной инициативы.

В Пермском крае заключили соглашение о государственно-частном партнерстве в отношении строительства многофункционального баскетбольного центра
23 Aug 2022
Новости

В Пермском крае заключили соглашение о государственно-частном партнерстве в отношении строительства многофункционального баскетбольного центра

Это один из первых спортивных проектов в России, структурированных в рамках 224 ФЗ. Правовую поддержку проекту оказывали юристы компании P&P Unity.