Прошёл почти год с даты принятия Федерального закона от 29.06.2018 № 173-ФЗ (Закон о ГЧП в ИТ), позволившего заключать концессионные соглашения и соглашения о ГЧП в отношении объектов ИТ-инфраструктуры. Рынок относительно эмоционально отреагировал на новую возможность, ожидая запуск крупных ИТ-проектов с уже известными игроками и появление новых участников ГЧП-рынка. Однако пока количество проектов, структурированных по Закону о ГЧП в ИТ, мягко говоря, невысоко.
Общение с инициаторами проектов и органами власти показало, что запрос на запуск ИТ-инициатив есть на всех уровнях власти, но большинство не до конца понимает возможности, которые открыты перед рынком. Есть сложности в освоении и самого инструментария.
Отдельным проблемным вопросом является неурегулированность ситуации с запуском проектов на муниципальном уровне, который, как оказалось, показывает достаточно высокий спрос на ИТ-продукты в формате ГЧП. По большей части это связано с реализацией ведомственной программы «Умный город».
Законодатель прямо запрещает заключать ГЧП-сделки в отношении ИТ-инфраструктуры на основе соглашения о муниципально-частном партнерстве. В отношении концессионных соглашений ситуация неоднозначна.
С одной стороны, концессионный закон прямо не запрещает реализацию ИТ-проектов на муниципальном уровне. С другой - устанавливает четкий перечень органов власти, которые могут принимать решение о реализации концессионных проектов в отношении ИТ-инфраструктуры. Органов местного самоуправления в этом перечне нет. Безусловно, в законе есть оговорка о том, что общие правила концессионного закона также действуют в отношении ИТ-инфраструктуры (в той части, в которой применимо). И такое положение можно трактовать расширительно, подразумевая возможность запуска ИТ-инициатив на муниципальном уровне. Но трактовка не позволяет снять все возможные риски, в особенности с учетом реалий применения законодательства надзорными и антимонопольными органами.
Можно услышать разные объяснения такому «ущемлению» муниципалитетов. Например, есть мнение о том, что муниципалитеты, самостоятельно разрабатывая ИТ-проекты, не смогут обеспечить сопряжение создаваемых продуктов (информационных систем, сервисов и др.) с единым информационным «каркасом» государства. То есть запускать такие проекты на уровне муниципалитетов пока рано – не созрели.
Вместе с тем, перед местным уровнем власти ставятся KPI по внедрению цифровых решений, а некоторые решения нужны, чтобы снять непрофильную нагрузку и улучшить качество муниципальных услуг. Мы видим, что команды многих муниципалитетов (в основном крупных) по уровню компетенций «обгоняют» иные региональные команды. Иными словами, есть потребность и компетенции, но законодательная неопределенность тормозит развитие ИТ-инфраструктуры на местном уровне.
Рынок в курсе проблемы, предпринимаются попытки её разрешить (в том числе на законодательном уровне). Но пока при подготовке ИТ-инициатив на муниципальном уровне участникам проектов следует быть осторожными и рассматривать все варианты их структурирования с учетом отраслевой принадлежности проекта.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.