Инфраструктура. Право. Решения.

 

Вектор на создание «Умных городов», а также зреющие проекты в сфере общественного транспорта потребуют приобретения оборудования, в том числе высокотехнологичного, в значительных объемах. В условиях бюджетного дефицита речь, как правило, не идет о прямой закупке, поэтому рынок продолжает искать оптимальные инструменты для удовлетворения нужд госсектора.

Государственно-частное партнерство

На текущий момент российское законодательство прямо предусматривает три основных правовых модели долгосрочного взаимодействия публичной и частной стороны на принципах государственно-частного партнерства («ГЧП»): концессионное соглашение, соглашение о ГЧП и (с некоторой долей условности) контракт жизненного цикла (КЖЦ). КЖЦ, заключаемый по правилам Закона о контрактной системе[1], пока применяется крайне редко, не в последнюю очередь именно в связи с жесткостью конструкций контрактного законодательства. Соглашение о ГЧП в последнее время набирает популярность, но безусловным лидером среди используемых моделей остается концессия. Однако и она нередко подвергается критике.

Одной из распространенных претензий к моделям концессии и соглашения о ГЧП является длительность процедур, предшествующих заключению соглашения. Даже для концессии, которая не требует дополнительной процедуры в виде оценки эффективности и сравнительного преимущества проекта, полноценный конкурс занимает не менее 7-9 месяцев. Теоретически более быстрая частная инициатива из-за почти отсутствующих ограничений по отношению к третьим лицам, заявляющим о своем интересе к проекту, с легкостью может перейти в конкурс, что будет означать те же самые 7-9 месяцев плюс время, потерянное на подготовку и проработку инициативы. По сравнению с этим сроки подготовки и запуска проекта по Закону о контрактной системе гораздо короче: без учета времени на собственно подготовку проекта все официальные процедуры укладываются в пару месяцев. Возможно, обсуждаемый уже более года законопроект внесет необходимые корректировки в Закон и концессиях[2] и Закон о ГЧП[3], а также устранит иные ограничения, иногда негативно влияющие на реализацию проектов по этим моделям.

Кроме этого, задачи определенных категорий инвесторов не всегда требуют использования инструментария, предлагаемого традиционными форматами ГЧП. Например, частная сторона может быть не заинтересована в долгосрочной эксплуатации объекта соглашения: ее приоритетом может быть поставка оборудования. Это становится причиной того, что и частные инициаторы проектов, и финансирующие организации рассматривают альтернативные правовые схемы.

Финансовая аренда (лизинг)

Одной из альтернатив ГЧП можно назвать финансовую аренду (лизинг). Частный инвестор (лизингодатель) приобретает необходимое для удовлетворения публичных нужд имущество (чаще всего – оборудование) и предоставляет его во временное пользование публичному образованию либо подведомственному учреждению/предприятию (лизингополучатель), получая за это оплату – лизинговый платеж. Если договор лизинга не предусматривает выкуп имущества, то право собственности на него сохраняется у лизингодателя после окончания договора. Если предусматривает – собственность переходит к лизингополучателю, а при расчете размера лизингового платежа учитывается стоимость выкупаемого имущества.  Таким образом, реализация лизинговой схемы позволяет публичному образованию приобрести необходимое имущество в рассрочку, при этом условие о техническом обслуживании приобретаемого имущества лизингодателем может быть также предусмотрено договором.

Модель финансового лизинга имеет ряд преимуществ, например:

  • короткие по сравнению с иными форматами ГЧП сроки заключения договора – отыгрывается стандартный конкурс по Закону о контрактной системе;
  • понятен механизм рефинансирования частного инвестора, сформировалась определенная практика расчета размера лизингового платежа[4];
  • механизм финансовой аренды существует много лет, понятен участникам рынка и финансирующим организациям;
  • права по договору лизинга, а также имущество, являющееся предметом лизинга, может быть предметом залога;
  • отсутствуют ограничения в отношении предмета лизинга – им может быть любое имущество.

Вместе с тем, лизинговая схема лишена ряда возможностей, предоставляемых концессией или соглашением о ГЧП, в том числе:

  • требования Закона о контрактной системе не позволяют использовать в договоре ряд механизмов, направленных на защиту инвестора, и уже закрепившихся в качестве обычной практики для концессии, например, особые обстоятельства;
  • требования Закона о контрактной системе к условиям договора и порядку их изменения значительно более жесткие, чем требования Закона о концессиях и Закона о ГЧП.
  • сохраняется риск секвестирования, характерный для всех государственных контрактов и отсутствующий для концессий и СГЧП;
  • предметом лизинга не могут являться результаты интеллектуальной деятельности - в отличие от концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, для которых такая возможность прямо предоставлена законом;
  • частный инвестор не участвует в коммерческой эксплуатации предмета лизинга, что лишает его дополнительного источника рефинансирования.

Что выбрать?

Как видно из приведенных различий, ГЧП и лизинг - принципиально разные схемы вложения инвестиций в инфраструктуру. Выбор того или иного способа реализации проекта зависит от интересов и задач, стоящих перед его сторонами.

ГЧП – это комплексный подход с гибкой системой распределения рисков и реагирования на изменения технологий, обладающий большей степенью защиты инвестиций. Такой формат предполагает возможность коммерческой эксплуатации инфраструктуры, тем самым потенциально снижая нагрузку на бюджет. При этом частная сторона должна обеспечить не только вложение инвестиций, но и эксплуатацию инфраструктуры в интересах публичной стороны.

Лизинг – упрощенный формат вложений в инфраструктуру, позволяющий в короткие сроки запустить проект. Такой способ реализации проектов, как правило, используют в целях поставки оборудования в рассрочку. Включение дополнительных опций (например, в виде эксплуатационных обязательств) может создавать риск переквалификации формата в ГЧП.  


[1] Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

[2] Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ.

[3] Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ.

[4] См. в т.ч. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 17 от 14.03.2014 «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга».


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity

Поделиться:

Последние статьи

Определен ТОП регионов по уровню развития ГЧП
25 Aug 2021
Новости

Определен ТОП регионов по уровню развития ГЧП

Минэкономразвития России подготовило рейтинг субъектов РФ по уровню развития государственно-частного партнерства за 2020 год

Приняты правила субсидирования затрат на создание и увеличение площади индустриальных парков и промышленных технопарков
24 Aug 2021
Новый акт

Приняты правила субсидирования затрат на создание и увеличение площади индустриальных парков и промышленных технопарков

Субсидироваться с привлечением средств федерального бюджета могут расходы управляющей компании на реализацию проектов, начатых не ранее 2020 года

Принято постановление о реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов ГЧП и концессии
11 Aug 2021
Новый акт

Принято постановление о реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов ГЧП и концессии

Ранее мы рассказывали о разработке проекта постановления Правительства РФ о реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов ГЧП

Утверждены правила отбора проектов, финансируемых за счет бюджетных кредитов из федерального бюджета
30 Jul 2021
Новости

Утверждены правила отбора проектов, финансируемых за счет бюджетных кредитов из федерального бюджета

Новый проект постановления Правительства РФ утверждает правила отбора инфраструктурных проектов, финансируемых бюджетным кредитом