Инфраструктура. Право. Решения.

 

Сейчас рынок активно обсуждает планируемые поправки в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП, связанные с объектами культурного наследия (ОКН). Безусловно, концессионное соглашение и соглашение о ГЧП - удобный формат вовлечения в оборот и сохранения ОКН. Вместе с тем, не стоит забывать о возможности использования механизма аренды для передачи ОКН частным лицам. Такой формат предоставляет меньше гарантий, но при этом гораздо проще с точки зрения подготовки и запуска. 

Закон об объектах культурного наследия устанавливает возможность предоставления неиспользуемых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в аренду на срок до 49 лет с установлением льготной арендной платы. Порядок установления льготной арендной платы и ее размеры определяются в отношении ОКН, находящихся в собственности Российской Федерации, на уровне Правительства РФ1,  в отношении ОКН, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности - органами государственной власти субъектов РФ или представительными органами муниципальных образований соответственно.

Предусмотренная законом модель является успешным механизмом повышения инвестиционной привлекательности объектов культурного наследия. Льготная арендная ставка 1 руб. за кв. м. в отношении ОКН действует в Москве2, Подмосковье3, Калужской области4 и других регионах РФ.

Механизм предполагает заключение договора долгосрочной аренды (на срок до 49 лет) в отношении ОКН по результатам аукциона. Инвестор (арендатор) за свой счет обязуется произвести работы по сохранению ОКН, включая реставрацию и приспособление объекта к современному использованию. Ремонтные и реставрационные работы на объекте проводятся в составе, порядке и сроки, предусмотренные охранным обязательством (такой срок, как правило, не превышает 7 лет).

Требования к функциональной деятельности отсутствуют, и арендатор имеет право эксплуатировать объект по своему усмотрению с учетом ограничений, установленных статьей 47.3 Закона об объектах культурного наследия, например, не использовать ОКН под склады, объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, лаборатории и иные ограничения.

На сегодняшний день по модели льготной аренды в Москве отреставрирован ряд объектов, в том числе, дом с кариатидами — жилой дом второй половины XIX века (Печатников переулок, дом 7); городская усадьба XVIII–XIX веков (Подсосенский переулок, дом 23, строение 3); Большая Померанцевая оранжерея Екатерининского дворца в Лефортове, конец XVIII века (Госпитальная площадь, дом 1/10); административный корпус на территории палат Ратманова, 1927 год (Большой Козловский переулок, дом 11, строение 4); флигель городской усадьбы Хлудовых, XIX век (улица Малая Полянка, дом 7, строение 3)5.

31 памятник Подмосковья передан инвесторам на льготных условиях аренды в рамках губернаторской программы «Усадьбы Подмосковья». Например, отреставрирована усадьба Аигиных в деревне Талица Пушкинского района. Инвестором в проекте выступила Инвестиционная группа компаний «ASG», объем инвестиций составил более 250 млн. руб., срок соглашения – 49 лет.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Постановление Правительства РФ от 11.09.2015 N 966 (ред. от 01.04.2016) «Об утверждении Положения о предоставлении в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к федеральной собственности, и о расторжении договоров аренды таких объектов культурного наследия».

Постановление Правительства Москвы № 12-ППот 24.01.2012 г. «Об утверждении Положения о предоставлении в аренду объектов культурного наследия города Москвы, находящихся в неудовлетворительном состоянии».

Постановление Правительства Московской области от 13.05.2013 № 297/17 «Об утверждении порядка установления льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области».

Закон Калужской области от 03.11.2004 № 372-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Калужской области».

По информации, опубликованной на официальном сайте Мэра Москвы - https://www.mos.ru.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.