Инфраструктура. Право. Решения.

 

Ряд правовых инструментов, позволяющих эффективно организовать договорные отношения и распределять риски между контрагентами, доступны только для предпринимателей. Либо могут работать в пользу стороны, не осуществляющей предпринимательскую деятельность. Такой подход оправдан общим подходом к регулированию предпринимательской деятельности – открываются дополнительные возможности для ведения деятельности с "равными" контрагентами, но при этом защищается “слабая” сторона (как правило, потребителя).

Примеры такого инструментария:

1.   Право на одностороннее изменение условий или односторонний отказ от исполнения договора1 

Позволяет избежать судебного порядка изменения или расторжения договора, если «срабатывают» триггеры, установленные в соглашении.

2.   Институт возмещения потерь2 (аналог indemnity)

Удобный инструмент распределения рисков: стороны могут предусмотреть обязанность одной из них возместить имущественные потери другой, возникшие в случае наступления определенных в соглашении обстоятельств и не связанные с нарушением обязательства сторонами.

3. Заверения об обстоятельствах3

Стороны могут давать друг другу заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения, исполнения и прекращения договора. Если такие заверения оказались недостоверными, то провайдер недостоверной информации должен возместить убытки контрагента или выплатить ему неустойку.

Один из основополагающих принципов государственного-частного партнерства – распределение рисков между публичной и частной сторонами. Логично предположить, что для участников такого партнерства должен быть доступен весь спектр инструментария, применимого для предпринимателей. Однако публичный партнер (или концедент) – не является предпринимательской структурой. Необходимо также учитывать и целеполагающий аспект ГЧП – взаимодействие частного и публичного партнеров всегда направлено на решение публичных задач, в такой ситуации в первую очередь могут защищаться публичные интересы, а не интересы предпринимателя.

Поэтому вопрос о применении обозначенных инструментов в концессионных соглашениях и соглашениях о государственно-частном партнерстве является дискуссионным. Вместе с тем, использование предпринимательского инструментария в ГЧП-проектах представляется востребованным. Например, институт возмещения потерь соответствует природе особых обстоятельств4 и позволяет установить соответствующие последствия их наступления (речь идет о компенсации дополнительных расходах, которые, как правило, компенсирует публичная сторона). Заверение об обстоятельствах позволяет защитить стороны от пороков, которые не были известны при подготовке проекта, в том числе в силу недобросовестного поведения другой стороны (например, притязания третьих лиц на имущество, отсутствие права собственности у публичной стороны, несоблюдение корпоративных процедур частной стороной и др.).

На практике зачастую ГЧП-проекты структурируются с использованием упомянутых инструментов (иногда с прямой оговоркой в соглашении о том, что стороны договорились применять «предпринимательский режим»). Полагаем, что пока не сформировалась однозначная правоприменительная практика по рассмотренному вопросу, к использованию предпринимательского инструментария в ГЧП-проектах следует подходить осторожно, взвешивая возможные риски «несрабатывания» таких механизмов.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Пункт 2 статьи 310 ГК РФ.

Статья 406.1 ГК РФ.

Статья 431.2 ГК РФ.

4 http://pppadvisor.ru/dictionary/osobye-obstoyatelstva/


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

ОКН в ГЧП
13 May 2025
Аналитика

ОКН в ГЧП

Эксперты P&P Unity подготовили обзор "ОКН в ГЧП". Материал посвящен особенностям регулирования концессионных соглашений в отношении объектов культурного наследия.

Принят порядок ведения реестра обязательств по концессионным соглашениям и соглашениям о ГЧП
12 May 2025
Новый акт

Принят порядок ведения реестра обязательств по концессионным соглашениям и соглашениям о ГЧП

Правительство РФ утвердило порядок ведения реестра обязательств, возникающих при исполнении концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве.

Правительство РФ предлагает обязать организации в сфере водо- и теплоснабжения утверждать инвестиционные программы
30 Apr 2025
Новый акт

Правительство РФ предлагает обязать организации в сфере водо- и теплоснабжения утверждать инвестиционные программы

В Государственную думу внесен законопроект, предусматривающий новые требования к инвестиционным программам в сфере ЖКХ и введение обязанности для некоторых организаций утверждать такие программы

Изменения для концессионеров в сфере тепло- и водоснабжения
28 Apr 2025
Новый акт

Изменения для концессионеров в сфере тепло- и водоснабжения

Новым Постановлением Правительства РФ внесены изменения в акты Правительства РФ, касающиеся концессионных соглашений в области тепло- и водоснабжения, а также тарифного регулирования