Инфраструктура. Право. Решения.

 

Ряд правовых инструментов, позволяющих эффективно организовать договорные отношения и распределять риски между контрагентами, доступны только для предпринимателей. Либо могут работать в пользу стороны, не осуществляющей предпринимательскую деятельность. Такой подход оправдан общим подходом к регулированию предпринимательской деятельности – открываются дополнительные возможности для ведения деятельности с "равными" контрагентами, но при этом защищается “слабая” сторона (как правило, потребителя).

Примеры такого инструментария:

1.   Право на одностороннее изменение условий или односторонний отказ от исполнения договора1 

Позволяет избежать судебного порядка изменения или расторжения договора, если «срабатывают» триггеры, установленные в соглашении.

2.   Институт возмещения потерь2 (аналог indemnity)

Удобный инструмент распределения рисков: стороны могут предусмотреть обязанность одной из них возместить имущественные потери другой, возникшие в случае наступления определенных в соглашении обстоятельств и не связанные с нарушением обязательства сторонами.

3. Заверения об обстоятельствах3

Стороны могут давать друг другу заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения, исполнения и прекращения договора. Если такие заверения оказались недостоверными, то провайдер недостоверной информации должен возместить убытки контрагента или выплатить ему неустойку.

Один из основополагающих принципов государственного-частного партнерства – распределение рисков между публичной и частной сторонами. Логично предположить, что для участников такого партнерства должен быть доступен весь спектр инструментария, применимого для предпринимателей. Однако публичный партнер (или концедент) – не является предпринимательской структурой. Необходимо также учитывать и целеполагающий аспект ГЧП – взаимодействие частного и публичного партнеров всегда направлено на решение публичных задач, в такой ситуации в первую очередь могут защищаться публичные интересы, а не интересы предпринимателя.

Поэтому вопрос о применении обозначенных инструментов в концессионных соглашениях и соглашениях о государственно-частном партнерстве является дискуссионным. Вместе с тем, использование предпринимательского инструментария в ГЧП-проектах представляется востребованным. Например, институт возмещения потерь соответствует природе особых обстоятельств4 и позволяет установить соответствующие последствия их наступления (речь идет о компенсации дополнительных расходах, которые, как правило, компенсирует публичная сторона). Заверение об обстоятельствах позволяет защитить стороны от пороков, которые не были известны при подготовке проекта, в том числе в силу недобросовестного поведения другой стороны (например, притязания третьих лиц на имущество, отсутствие права собственности у публичной стороны, несоблюдение корпоративных процедур частной стороной и др.).

На практике зачастую ГЧП-проекты структурируются с использованием упомянутых инструментов (иногда с прямой оговоркой в соглашении о том, что стороны договорились применять «предпринимательский режим»). Полагаем, что пока не сформировалась однозначная правоприменительная практика по рассмотренному вопросу, к использованию предпринимательского инструментария в ГЧП-проектах следует подходить осторожно, взвешивая возможные риски «несрабатывания» таких механизмов.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Пункт 2 статьи 310 ГК РФ.

Статья 406.1 ГК РФ.

Статья 431.2 ГК РФ.

4 http://pppadvisor.ru/dictionary/osobye-obstoyatelstva/


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Законопроект об особенностях проектов ГЧП в сфере здравоохранения
10 Sep 2024
Новый акт

Законопроект об особенностях проектов ГЧП в сфере здравоохранения

30 августа 2024 года в Государственную Думу внесен проект федерального закона , устанавливающий особенности заключения концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве  в отношении объектов здравоохранения.

СПИК в отношении проектов по роботизации промышленных производств
26 Aug 2024
Новый акт

СПИК в отношении проектов по роботизации промышленных производств

Минпромторг разработал проект Постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий возможность заключения специальных инвестиционных контрактов для реализации инвестиционных проектов по роботизации и (или) автоматизации промышленных производств.

Концессионерам в сфере ЖКХ могут разрешить заключать соглашения на новый срок без торгов
22 Aug 2024
Новый акт

Концессионерам в сфере ЖКХ могут разрешить заключать соглашения на новый срок без торгов

В Государственную Думу внесен законопроект, позволяющий действующим концессионерам по коммунальным концессиям перезаключать соглашение на новый срок без проведения торгов.

Законопроект о реализация ГЧП-проектов в отношении частных промышленных комплексов принят в третьем чтении
31 Jul 2024
Новый акт

Законопроект о реализация ГЧП-проектов в отношении частных промышленных комплексов принят в третьем чтении

Ранее мы публиковали обзор текста законопроекта, внесенного на рассмотрение Государственной Думы. В настоящем материале обновляем обзор с учетом изменений, внесенных в финальную редакцию законопроекта.