Инфраструктура. Право. Решения.

 

Помимо частной концессионной инициативы, которая активно используется в рыночной практике, действующее законодательство предусматривает и иные способы заключения концессионного соглашения без торгов, включая трансформацию арендных отношений в концессионные.

Трансформация аренды в концессию может быть особенно актуальна для сферы тепло-, водоснабжения и водоотведения, так как позволяет без конкурса перевести довольно распространенную аренду на более эффективные «концессионные рельсы» и модернизировать инфраструктуру с привлечением частных инвестиций. Именно поэтому действующее законодательство предусматривает особые условия трансформации для сферы тепло-, водоснабжения и водоотведения, отличные от стандартных правил:

Требования к договорам аренды

Согласно Федеральному закону от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях») в одну коммунальную концессию можно трансформировать несколько договоров аренды1 (для иных сфер – один договор аренды).

При этом договоры аренды должны быть заключены в установленном порядке и до 1 января 2022 года2 (для иных сфер – до 1 июля 2010 года).

Также у арендатора должна отсутствовать подтвержденная вступившим в законную силу решением (решениями) суда и (или) признанная обеими сторонами договора аренды задолженность по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения концессионного соглашения3.

Требования к концессионному соглашению

Основное отличие правил трансформации для объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения заключается в том, что дата окончания срока действия концессии в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения может наступать позднее даты окончания срока действия договора (договоров) аренды4. При этом в любом случае концессия заключается максимум на 49 лет.

Данная опция доступна в случае, если концессионным соглашением предусматривается принятие концессионером инвестиционных обязательств в размере, рассчитанном исходя из всего срока действия такого концессионного соглашения.

При это минимальный размер инвестиционных обязательств концессионера, определяемый в соответствии с настоящей частью, рассчитывается одним из следующих способов:

  • как сумма инвестиционных обязательств арендатора за последние 12 месяцев, деленная на 12, увеличенная в 1,5 раза и умноженная на количество календарных месяцев срока действия концессионного соглашения;
  • как сумма арендной платы по договору аренды за последние 12 месяцев, деленная на 12, увеличенная в 3 раза и умноженная на количество календарных месяцев срока действия концессионного соглашения;
  • как сумма инвестиционных обязательств по концессионному соглашению в размере, в 1,5 раза превышающем восстановительную стоимость объектов, передаваемых по концессионному соглашению.

Выбор способа осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру (если концедент – субъект Российской Федерации или муниципальное образование).

Увеличение инвестиционных обязательств концессионера по сравнению с инвестиционными обязательствами арендатора возможно, если5:

  • оно обосновано в схеме теплоснабжения или в схеме водоснабжения и водоотведения;
  • долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера согласованы с органом тарифного регулирования.

Порядок трансформации

Для сферы тепло-, водоснабжения и водоотведения Закон о концессиях предусматривает также порядок трансформации. Указанный порядок частично соответствует порядку, который используется в рамках «частной инициативы».

Так, арендатор направляет предложение о заключении концессионного соглашения в уполномоченный орган в зависимости от того, в чьей собственности находится имущество6.

В течение 7 рабочих дней уполномоченный орган направляет данное предложение в орган тарифного регулирования для согласования в течение 7 рабочих дней содержащихся в данном предложении долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов7.

Уполномоченный орган в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает данное предложение и принимает решение8:

  • о возможности заключения концессионного соглашения на условиях, представленных в предложении о заключении концессионного соглашения без проведения конкурса;
  • о невозможности заключения концессионного соглашения без проведения конкурса с указанием основания отказа.

Отказ в заключении концессионного соглашения допускается в случаях, указанных в части 4.6 статьи 37 Закона о концессиях, предусмотренных для отказа в «частной инициативе»9.

Несмотря на то, что в отличии от иных сфер для сферы тепло-, водоснабжения и водоотведения Закон о концессиях предусматривает хотя бы отдельные правила трансформации, остаются вопросы.

Например, не ясно, как действовать, если потенциальный концедент согласен на трансформацию, но хочет скорректировать ряд условий, ведь опции принять решение о возможности заключения концессии на иных условиях нет (в отличие от «частной инициативы»). Означает ли это, что арендатор, который уже находится в отношениях с собственником имущества, должен проговорить все условия до подачи предложения о концессии? Но ведь условия о возможности проведения переговоров до подачи предложения также нет. При этом может возникнуть тупиковая ситуация, когда формально основания для отказа нет, но и условия не отвечают интересам концедента.

Также не урегулированы дальнейшие действия сторон: в какой срок принимается решение о заключении и подписывается само соглашение, нужно ли указать источники финансирования деятельности по исполнению концессионного соглашения и представить в уполномоченный орган подтверждение возможности их получения, как это предусмотрено для «частной инициативы»?

Несмотря на попытки законодателя адаптировать правила трансформации под текущие условия рынка за счет более детального регулирования на уровне Закона о концессиях, остаются пробелы, которые, на наш взгляд, препятствуют использованию механизма, что подтверждается и нераспространённостью данного способа заключения концессий на практике.


1 Часть 1 статьи 51 Закона о концессиях.

2 Пункт 3 части 1 статьи 51 Закона о концессиях.

3 Пункт 4 части 1 статьи 51 Закона о концессиях.

4 Часть 1.2 статьи 51 Закона о концессиях.

5 Часть 4 статьи 51 Закона о концессиях.

6 Часть 3.1 статьи 51 Закона о концессиях.

7 Часть 3.2 статьи 51 Закона о концессиях.

8 Часть 3.3 статьи 51 Закона о концессиях.

9 Часть 3.4 статьи 51 Закона о концессиях.


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

В Госдуму внесен законопроект об оборотных штрафах за несоблюдение квот выбросов загрязняющих веществ
17 Apr 2024
Новый акт

В Госдуму внесен законопроект об оборотных штрафах за несоблюдение квот выбросов загрязняющих веществ

Компания P&P Unity активно следит за изменениями в сфере природоохранного законодательства и хочет обратить внимание на законопроект № 594956-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который внесли 5 апреля 2024 г. в Государственную думу Российской Федерации.

Соисполнители по соглашениям о ГЧП и концессиям получат преимущества при проведении конкурса в рамках государственного (муниципального) социального заказа
10 Apr 2024
Новый акт

Соисполнители по соглашениям о ГЧП и концессиям получат преимущества при проведении конкурса в рамках государственного (муниципального) социального заказа

В Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект № 595096-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» («Законопроект»).

P&P Unity укрепляет свои позиции лидера рынка юридических услуг по версии ИД «Коммерсант»
10 Apr 2024
Новости

P&P Unity укрепляет свои позиции лидера рынка юридических услуг по версии ИД «Коммерсант»

10 апреля 2024 были опубликованы результаты ежегодного исследования юридического рынка России, проводимого ИД «Коммерсантъ». Компания P&P Unity вновь вошла в число лидирующих консалтинговых фирм в федеральном рейтинге.

Утверждено положение о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды
02 Apr 2024
Новый акт

Утверждено положение о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды

Правительство Российской Федерации постановлением от 19 марта 2024 г. № 329 утвердило положение о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды («ФГИС»).