Инфраструктура. Право. Решения.

 

Подводные камни для концессионера. Часть 3

Мы готовы представить третью часть нашего блога о сложностях, с которыми может столкнуться концессионер после заключения концессии. В первой части мы рассказывали про оспаривание решения о заключении концессии в рамках «частной инициативы» и о признании конкурса недействительным, вторую часть посвятили проблемам, связанным с правами на имущество в периметре концессии и увеличением стоимости инвестиционных мероприятий. Третья же часть блога будет связана с одним из самых важных этапов в исполнении концессии – с финансовым закрытием.

Причины задержки финансового закрытия

Финансовое закрытие – ключевой момент в ходе исполнения концессионного соглашения. Подписание акта о финансовом закрытии подтверждает исполнение сторонами всех условий и обязательств, необходимых для начала строительства объекта соглашения (передача земельных участков, прав на объект и др.), и согласование условий финансирования.

При этом необходимо учитывать, что каждая финансирующая организация предъявляет собственные требования к проекту, для реализации которого она готова предоставить средства. В связи с этим может возникнуть необходимость внесения изменений в концессию (особенно это актуально для случаев, когда финансирующая организация изначально не привлекалась к подготовке проекта соглашения концедентом или потенциальным концессионером). Часто изменения связаны с пересмотром финансовых параметров проекта и установлением дополнительных гарантий возврата инвестиций для целей соблюдения финансовых ковенант, установленных банком для предоставления заемного финансирования. Изменение условий соглашения может потребовать получения согласования антимонопольного органа.

Финансовое закрытие предполагает заключение ряда договоров: соглашение о финансировании (кредитный договор), прямое соглашение, договоры залога прав по концессионному соглашению, договору аренды земельного участка и другие. До заключения данных договоров необходима их тщательная юридическая проработка с целью соблюдения баланса интересов сторон и защиты проекта от необоснованных ограничений со стороны кредиторов. Необходимо помнить, что прямое соглашение подписывает кредитор, концессионер и концедент, а в случае реализации проектов в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения еще и субъект РФ в качестве четвертой стороны, что требует согласования условий с большим количеством участников.

Согласование кредитно-обеспечительной документации, указанной выше, может затянуться на достаточно продолжительное время, а иногда даже в процессе согласования документации финансирующая организация может измениться в случае изменения рыночной конъюнктуры и экономической ситуации, поэтому рекомендуется заложить комфортный срок на финансовое закрытие. В связи с этим стоит начать взаимодействие с финансирующей организацией до подачи инициативы или объявления конкурса на этапе разработки проекта, чтобы заранее учесть требования банка в условиях соглашения.

В ином случае может потребоваться корректировка концессии не только в части соблюдения требований для получения финансирования, но и в части продления сроков исполнения обязательств, возникающих после финансового закрытия (например, создание / реконструкция объекта соглашения, выплата бюджетных платежей). Подобные изменения также требуют согласования, в том числе и с антимонопольным органом (при наличии оснований).

Последствия задержки финансового закрытия, а также его недостижения

К сожалению, на практике не всегда удается согласовать в приемлемые сроки или вообще согласовать условия получения финансирования, которые устраивали бы и финансирующую организацию, и стороны концессионного соглашения. Иногда задержка финансового закрытия становится критичной и приводит к неактуальности проекта.

Получение заемных средств в определенный срок и на определенных условиях часто является необходимым условием исполнения концессии в соответствии с рассчитанной финансовой моделью. В случае, если исходные предпосылки сторон нарушаются, и финансовая модель проекта не выдерживает такие нарушения проект может оказаться под угрозой.

Для целей минимизации рисков, связанных с существенной задержкой или недостижением финансового закрытия, стороны концессионного соглашения могут использовать следующие механизмы:

  1. особые обстоятельства, которые позволяют сторонам начать переговоры по корректировке условий, переносу сроков исполнения обязательств, а в ряде случае, когда реализация проекта становится явно невозможной, по прекращению концессионного соглашения. Такими особыми обстоятельствами могут являться, например, задержка финансового закрытия, недостижение финансового закрытия в определенный срок или на условиях, определенных в концессионном соглашении;
  2. особый порядок возмещения расходов концессионера – так как создание и (или) реконструкция, как правило, еще не начинается, а задолженность перед финансирующей организацией еще не возникла, может потребоваться иной подход к составу понесенных концессионером расходов, который может учитывать причину недостижения финансового закрытия.

***

Юристы P&P Unity обладают значительным опытом сопровождения реализации концессионных соглашений, активно участвуют во взаимодействии с различными финансирующими организациями как до, так и после заключения соглашения, знают специфику требований банков к проектам, а также при необходимости могут подготовить изменения в концессионное соглашение и сопроводить их согласование, в том числе с антимонопольным органом. С полным перечнем услуг экспертов P&P Unity, оказываемых на этапе исполнения концессии, можно ознакомиться в презентации.

Если у вас есть вопросы по заключению или исполнению концессионного соглашения, в том числе по финансовому закрытию проекта, вы можете обратиться к юристам P&P Unity, которые всегда готовы проконсультировать и поделиться опытом.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.


Последние статьи

Законопроект об особенностях проектов ГЧП в сфере здравоохранения
10 Sep 2024
Новый акт

Законопроект об особенностях проектов ГЧП в сфере здравоохранения

30 августа 2024 года в Государственную Думу внесен проект федерального закона , устанавливающий особенности заключения концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве  в отношении объектов здравоохранения.

СПИК в отношении проектов по роботизации промышленных производств
26 Aug 2024
Новый акт

СПИК в отношении проектов по роботизации промышленных производств

Минпромторг разработал проект Постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий возможность заключения специальных инвестиционных контрактов для реализации инвестиционных проектов по роботизации и (или) автоматизации промышленных производств.

Концессионерам в сфере ЖКХ могут разрешить заключать соглашения на новый срок без торгов
22 Aug 2024
Новый акт

Концессионерам в сфере ЖКХ могут разрешить заключать соглашения на новый срок без торгов

В Государственную Думу внесен законопроект, позволяющий действующим концессионерам по коммунальным концессиям перезаключать соглашение на новый срок без проведения торгов.

Законопроект о реализация ГЧП-проектов в отношении частных промышленных комплексов принят в третьем чтении
31 Jul 2024
Новый акт

Законопроект о реализация ГЧП-проектов в отношении частных промышленных комплексов принят в третьем чтении

Ранее мы публиковали обзор текста законопроекта, внесенного на рассмотрение Государственной Думы. В настоящем материале обновляем обзор с учетом изменений, внесенных в финальную редакцию законопроекта.