Инфраструктура. Право. Решения.

 

Подводные камни для концессионера. Часть 1

Заключение концессионного соглашения – это начало долгосрочных взаимоотношений государства и бизнеса, в рамках которого сторонам часто приходится сталкиваться с различными сложностями. Невозможно предвосхитить все ситуации, которые ждут концессионера «за поворотом» и заранее закрепить в концессии механизмы работы с рисками.

Однако благодаря активному использованию концессий на практике уже сложилось понимание потенциальных проблем и способов их разрешения. Ранее мы уже писали о жизни после заключения концессии, однако спектр сложностей в исполнении концессии довольно широк, поэтому с учетом нашего опыта запуска и сопровождения концессионных проектов мы решили подготовить серию блогов о том, какие подводные камни могут ждать концессионера на его пути.

В первой части вас ждет краткий обзор проблем, связанных с оспариванием процедур, сопровождающих процесс заключения концессионного соглашения.

Оспаривание отказа иным лицам, подавшим заявку о готовности к участию в конкурсе в рамках «частной инициативы»

В случае заключения концессии по процедуре «частной инициативы» после долгого процесса разработки проекта концессии, согласования ее условий, выявления иных заинтересованных лиц и подписания соглашения, если таких лиц нет или они не соответствовали требованиям, кажется, что дальше проблем быть не должно. Однако не исключена ситуация, при которой лицо, направившее заявку на участие в конкурсе в рамках «частной инициативы», которая была отклонена в связи с несоответствием его заявки требованиям, обратится в антимонопольный орган или в суд с целью оспаривания отклонения заявки.

Часто с требованиями обращаются лица, которые действительно не подтвердили соответствие требованиям, а значит их требования не обоснованы. Но отдельную категорию среди них занимают недобросовестные участники рынка, которые заведомо зная о своем несоответствии концессионному закону, пытаются «сбить» «частную инициативу» добросовестного лица, не имея при этом реального интереса в проекте и намерения заключить концессионное соглашение. Такие лица не всегда подтверждают свое соответствие требованиям, придерживаясь позиции, что третьи лица должны всего лишь проявить интерес к проекту, а соответствие они будут подтверждать в том случае, если будет объявлен конкурс.

Например, Арбитражный суд Центрального округа в постановлении по делу № А64-4529/2021, указал, что «Общество инициировано ряд арбитражных дел с аналогичными требованиями, направленными на признание незаконными концессионных соглашений, заключенных на соответствующей территории, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований полагать, что общество, не имеет целью реальное заключение концессионного соглашения, поскольку у заявителя отсутствуют реальные трудовые, финансовые и материальные ресурсы к исполнению данных концессионных соглашений, и подавая заявки на участие в конкурсах и оспаривая впоследствии отклонение таких заявлений, злоупотребляет своим правом (статья 10 ГК РФ).».

Безусловно, злоупотребления и необоснованные оспаривания выявляются антимонопольными органами и судами, однако в любом случае это создает потенциальные риски для концессионера.

Законодатель не оставил без внимания данную «тенденцию на недобросовестность» и окончательно утвердил позицию1, согласно которой третьи лица, подающие заявки, должны соответствовать тем же требованиям, что и инициатор проекта.

Требования, связанные с проведением конкурса на право заключения концессии

В случае если концессионное соглашение заключено по итогам проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, лицо, принявшее участие в конкурсе, может подать жалобу в антимонопольный орган на нарушение процедуры конкурса или заявление в суд об оспаривании конкурса. При этом основанием может стать не только реальное нарушение прав участников, но и формальное нарушение процедуры (например, срока размещения протокола, промежуточных сроков), которое ставит под угрозу конкурс, а значит и заключенное по его итогам концессионное соглашение, так как в случае выявления нарушений, концессия может быть признана недействительной.

Нередкими являются случаи, когда жалобу в антимонопольный орган или иск в суд подает лицо, не участвующее в конкурсе, что даже в условиях того, что его права конкурсом могут быть и не нарушены, создает препятствия для запуска и реализации проекта. Например, концедент может отказаться исполнять свои обязательства до принятия решения по делу. 

***

Во избежание подобной ситуации необходимо тщательное соблюдение требований к заключению концессионного соглашения, к составу, содержанию и оформлению документов при подаче предложения о заключении соглашения, срокам совершения действий конкурсной комиссии, порядку рассмотрения и оценки заявок и конкурсных предложений. Для того, чтобы ничего не упустить, рационально привлекать юридических консультантов, которые помогут разъяснить требования закона, подготовить документы, проконсультировать в процессе заключения концессионного соглашения, а в случае если после заключения все же возникнут требования третьих лиц, подготовить позицию для суда или антимонопольного органа.

Если у вас есть вопросы по исполнению концессионного соглашения, обращайтесь к юристам P&P Unity, которые всегда готовы прийти на помощь и поделиться опытом.


1 Ч. 4.7 ст. 37 Закона о концессионных соглашения


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.


Последние статьи

В Госдуму внесен законопроект об оборотных штрафах за несоблюдение квот выбросов загрязняющих веществ
17 Apr 2024
Новый акт

В Госдуму внесен законопроект об оборотных штрафах за несоблюдение квот выбросов загрязняющих веществ

Компания P&P Unity активно следит за изменениями в сфере природоохранного законодательства и хочет обратить внимание на законопроект № 594956-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который внесли 5 апреля 2024 г. в Государственную думу Российской Федерации.

Соисполнители по соглашениям о ГЧП и концессиям получат преимущества при проведении конкурса в рамках государственного (муниципального) социального заказа
10 Apr 2024
Новый акт

Соисполнители по соглашениям о ГЧП и концессиям получат преимущества при проведении конкурса в рамках государственного (муниципального) социального заказа

В Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект № 595096-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» («Законопроект»).

P&P Unity укрепляет свои позиции лидера рынка юридических услуг по версии ИД «Коммерсант»
10 Apr 2024
Новости

P&P Unity укрепляет свои позиции лидера рынка юридических услуг по версии ИД «Коммерсант»

10 апреля 2024 были опубликованы результаты ежегодного исследования юридического рынка России, проводимого ИД «Коммерсантъ». Компания P&P Unity вновь вошла в число лидирующих консалтинговых фирм в федеральном рейтинге.

Утверждено положение о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды
02 Apr 2024
Новый акт

Утверждено положение о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды

Правительство Российской Федерации постановлением от 19 марта 2024 г. № 329 утвердило положение о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды («ФГИС»).