Инфраструктура. Право. Решения.

 

Подводные камни для концессионера. Часть 1

Заключение концессионного соглашения – это начало долгосрочных взаимоотношений государства и бизнеса, в рамках которого сторонам часто приходится сталкиваться с различными сложностями. Невозможно предвосхитить все ситуации, которые ждут концессионера «за поворотом» и заранее закрепить в концессии механизмы работы с рисками.

Однако благодаря активному использованию концессий на практике уже сложилось понимание потенциальных проблем и способов их разрешения. Ранее мы уже писали о жизни после заключения концессии, однако спектр сложностей в исполнении концессии довольно широк, поэтому с учетом нашего опыта запуска и сопровождения концессионных проектов мы решили подготовить серию блогов о том, какие подводные камни могут ждать концессионера на его пути.

В первой части вас ждет краткий обзор проблем, связанных с оспариванием процедур, сопровождающих процесс заключения концессионного соглашения.

Оспаривание отказа иным лицам, подавшим заявку о готовности к участию в конкурсе в рамках «частной инициативы»

В случае заключения концессии по процедуре «частной инициативы» после долгого процесса разработки проекта концессии, согласования ее условий, выявления иных заинтересованных лиц и подписания соглашения, если таких лиц нет или они не соответствовали требованиям, кажется, что дальше проблем быть не должно. Однако не исключена ситуация, при которой лицо, направившее заявку на участие в конкурсе в рамках «частной инициативы», которая была отклонена в связи с несоответствием его заявки требованиям, обратится в антимонопольный орган или в суд с целью оспаривания отклонения заявки.

Часто с требованиями обращаются лица, которые действительно не подтвердили соответствие требованиям, а значит их требования не обоснованы. Но отдельную категорию среди них занимают недобросовестные участники рынка, которые заведомо зная о своем несоответствии концессионному закону, пытаются «сбить» «частную инициативу» добросовестного лица, не имея при этом реального интереса в проекте и намерения заключить концессионное соглашение. Такие лица не всегда подтверждают свое соответствие требованиям, придерживаясь позиции, что третьи лица должны всего лишь проявить интерес к проекту, а соответствие они будут подтверждать в том случае, если будет объявлен конкурс.

Например, Арбитражный суд Центрального округа в постановлении по делу № А64-4529/2021, указал, что «Общество инициировано ряд арбитражных дел с аналогичными требованиями, направленными на признание незаконными концессионных соглашений, заключенных на соответствующей территории, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований полагать, что общество, не имеет целью реальное заключение концессионного соглашения, поскольку у заявителя отсутствуют реальные трудовые, финансовые и материальные ресурсы к исполнению данных концессионных соглашений, и подавая заявки на участие в конкурсах и оспаривая впоследствии отклонение таких заявлений, злоупотребляет своим правом (статья 10 ГК РФ).».

Безусловно, злоупотребления и необоснованные оспаривания выявляются антимонопольными органами и судами, однако в любом случае это создает потенциальные риски для концессионера.

Законодатель не оставил без внимания данную «тенденцию на недобросовестность» и окончательно утвердил позицию1, согласно которой третьи лица, подающие заявки, должны соответствовать тем же требованиям, что и инициатор проекта.

Требования, связанные с проведением конкурса на право заключения концессии

В случае если концессионное соглашение заключено по итогам проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, лицо, принявшее участие в конкурсе, может подать жалобу в антимонопольный орган на нарушение процедуры конкурса или заявление в суд об оспаривании конкурса. При этом основанием может стать не только реальное нарушение прав участников, но и формальное нарушение процедуры (например, срока размещения протокола, промежуточных сроков), которое ставит под угрозу конкурс, а значит и заключенное по его итогам концессионное соглашение, так как в случае выявления нарушений, концессия может быть признана недействительной.

Нередкими являются случаи, когда жалобу в антимонопольный орган или иск в суд подает лицо, не участвующее в конкурсе, что даже в условиях того, что его права конкурсом могут быть и не нарушены, создает препятствия для запуска и реализации проекта. Например, концедент может отказаться исполнять свои обязательства до принятия решения по делу. 

***

Во избежание подобной ситуации необходимо тщательное соблюдение требований к заключению концессионного соглашения, к составу, содержанию и оформлению документов при подаче предложения о заключении соглашения, срокам совершения действий конкурсной комиссии, порядку рассмотрения и оценки заявок и конкурсных предложений. Для того, чтобы ничего не упустить, рационально привлекать юридических консультантов, которые помогут разъяснить требования закона, подготовить документы, проконсультировать в процессе заключения концессионного соглашения, а в случае если после заключения все же возникнут требования третьих лиц, подготовить позицию для суда или антимонопольного органа.

Если у вас есть вопросы по исполнению концессионного соглашения, обращайтесь к юристам P&P Unity, которые всегда готовы прийти на помощь и поделиться опытом.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


1 Ч. 4.7 ст. 37 Закона о концессионных соглашения


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.