Инфраструктура. Право. Решения.

21-03-2024
Новый акт

 

В Государственную Думу внесен проект Федерального закона № 578594-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на обеспечение применения механизмов ГЧП в космической сфере («Законопроект»).

Законопроект вносит изменения в Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 года № 5663-1 «О космической деятельности» («Закон о космосе»), согласно которым концессионные соглашения и соглашения о государственно-частном партнёрстве («соглашения о ГЧП») могут использоваться для финансирования космической деятельности.

Для обеспечения использования ГЧП-механизмов Законопроект расширяет и законодательно установленные перечни объектов концессионного соглашения и соглашения о ГЧП, дополняя их объектами космической инфраструктуры, являющимися недвижимым имуществом, а также указанными объектами космической инфраструктуры и технологически связанными с ними космическими объектами.

Объекты космической инфраструктуры уже перечислены в Законе о космосе, к ним относятся космодромы, стартовые комплексы, пусковые установки, другие наземные сооружения и техника, используемые при осуществлении космической деятельности. А понятие космических объектов вводится Законопроектом, под ними понимаются технические устройства, предназначенные для функционирования в космическом пространстве, включая космические аппараты.

В связи с появлением нового объекта концессий и соглашений о ГЧП специальные федеральные законы дополняются указанием на виды имущества, которые могут передаваться концессионеру и частному партнеру:

  • космическая техника и (или) компоненты космической техники, являющиеся государственной собственностью (за исключением космической техники, компонентов космической техники двойного и военного назначения) – в соответствии с Законом о космосе;
  • объекты космической инфраструктуры, являющиеся федеральной собственностью (за исключением объектов космической инфраструктуры двойного и военного назначения) – в соответствии с Законом о космосе;
  • космические аппараты и объекты наземной космической инфраструктуры, относящиеся к спутниковым навигационным системам и созданные с использованием средств федерального бюджета в рамках концессионного соглашения или соглашения о ГЧП – в соответствии с изменениями в Федеральный закон от 14 февраля 2009 года № 22-ФЗ «О навигационной деятельности».

Полномочиями концедента и публичного партнера в целях реализации ГЧП-проектов в космической сфере наделяется государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».

Согласно пояснительной записке к Законопроекту, в результате его принятия предполагается разрешить задачи привлечения инвестиций в развитие российской космической отрасли, увеличения доли участия российских частных компаний на мировом рынке космической деятельности.

Законопроект будет дорабатываться. В частности, в соответствии с заключением Правительства Российской Федерации он требует концептуальной переработки в части детализации и наименований объектов космической деятельности, которые могут выступать в качестве объектов концессионных соглашений и соглашений о ГЧП.

Очевидно, что Законопроект окажет значительное влияние на формирование и развитие взаимодействия государства и бизнеса в космической сфере. Своим мнением по этому вопросу поделился Игорь Кузьминых, исполнительный директор проектного офиса «Млечный путь» АО «ЦНИИмаш» (головной научный институт ГК «Роскосмос»):

«Безусловно, для российской космической деятельности частный бизнес – явление «экзотическое». Но несмотря на это в настоящее время уже довольно много частных компаний запустили свои амбициозные проекты. Также идут активные обсуждения планов по реализации совместных с «Роскосмосом» проектов как в области создания космической техники, так и в области использования результатов космической деятельности.

Что касается законопроекта, то это, несомненно, долгожданные, весомые и своевременные изменения в законодательстве в целях использования ГЧП-механизмов для космической сферы России. Они, бесспорно, открывают новые возможности по взаимовыгодному, активному сотрудничеству государственных предприятий космической индустрии с частными партнерами.

По моему твердому убеждению, ГЧП-инструменты позволят быстрее вывести космические российские технологии на более качественный уровень, тем самым укрепят статус Российской Федерации как одной из ведущих космических и высокотехнологичных держав.

Также можно выделить и дополнительное финансовое преимущество для государства в долгосрочной перспективе – снижение зависимости космической отрасли от бюджета.

В подтверждение всего этого можно вспомнить обо всем известном Илоне Маске. Его успех в космических программах во многом результат государственно-частной кооперации, а проект Space Х был фактически реализован с использованием современных механизмов ГЧП.

Я уверен, что эти изменения не только позволят значительно повысить темпы развития российской космической отрасли, но и на фоне ужесточения санкций против России дадут дополнительный системный толчок (стимул) для создания ряда новых высокотехнологичных предприятий, инновационных компаний во всех секторах экономики России, повысят ее технологический суверенитет».


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.


Последние статьи

Статья экспертов АО "ЦНИИмаш" о возможностях использования ГЧП при создании открытой информационной системы "Млечный путь"

Статья экспертов АО "ЦНИИмаш" о возможностях использования ГЧП при создании открытой информационной системы "Млечный путь"

В журнале №2 2025 «Космонавтика и ракетостроение» вышла статья коллег из АО «ЦНИИмаш», посвященная анализу возможностей использования механизмов ГЧП при создании открытой информационной системы «Млечный путь»

Реконструкция или сохранение – каковы обязанности концессионера в отношении объекта культурного наследия?

Реконструкция или сохранение – каковы обязанности концессионера в отношении объекта культурного наследия?

В 2024 году Закон о концессиях был дополнен новым видом объекта, в отношении которого допускается заключение концессионного соглашения: объекты культурного наследия («ОКН»), находящиеся в неудовлетворительном состоянии. Что представляют собой работы по сохранению ОКН, и нужно ли концессионеру по концессионному соглашению, заключенному в отношении ОКН, ориентироваться на общее понятие реконструкции, содержащееся в Законе о концессиях?

В первом чтении принят законопроект о праве предприятий передавать объекты воздушной инфраструктуры напрямую концессионеру
20 Jun 2025
Новый акт

В первом чтении принят законопроект о праве предприятий передавать объекты воздушной инфраструктуры напрямую концессионеру

В первом чтении принят законопроект, наделяющий государственные и муниципальные унитарные предприятия полномочиями по передаче концессионеру прав владения и пользования объектами инфраструктуры воздушного транспорта без оформления промежуточной передачи таких объектов концеденту.

Минэкономразвития России разработало поправки в порядок оценки эффективности проектов ГЧП
11 Jun 2025
Новый акт

Минэкономразвития России разработало поправки в порядок оценки эффективности проектов ГЧП

Минэкономразвития России подготовило проект изменений в Методику оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 30.11.2015 №894.