Инфраструктура. Право. Решения.

 

В январе 2023 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>», позволяющие создавать проекты в сфере информационных технологий («ИТ») с использованием механизмов государственно-частного партнерства («ГЧП») на муниципальном уровне. Ранее такие ГЧП-проекты реализовывались преимущественно на региональном или федеральном уровне, поскольку либо устанавливался законодательный запрет на реализацию таких проектов на уровне муниципальных образований (в отношении соглашений о муниципально-частном партнерстве), либо существовала правовая неопределенность в возможности реализации таких проектов (в отношении муниципальных концессий).

Вступившие в силу в этом году нововведения открыли новые возможности для внедрения ИТ-решений на уровне муниципальных образований, что, несомненно, имеет важное значение, так как многие вопросы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и городской среды входят в компетенцию местного самоуправления и зачастую у регионов конкретные полномочия, необходимые для развития проектов в указанных сферах, отсутствуют.

Проекты в сфере ИТ могут объединять в себе решения задач в разных отраслях, что, с учетом появившейся возможности их реализации по модели ГЧП на муниципальном уровне, имеет ряд преимуществ.

Использование механизмов ГЧП создает возможность окупаемости проекта за счет внебюджетных источников, например, в рамках проекта в сфере жилищно-коммунального хозяйства основным источником финансирования могут являться средства ресурсоснабжающих и эксплуатирующих организаций, которые получают положительный эффект от реализации такого проекта.

Кроме того, применение единого платформенного решения, адаптированного для разных сфер жизни, уменьшает вероятность использования в одном муниципальном образовании разнородных информационных систем, что в свою очередь будет способствовать эффективному взаимодействию муниципальных органов и заинтересованных организаций, а также позволит снизить затраты на внедрение таких систем. При этом использование механизма ГЧП позволяет включить в периметр проекта не только ИТ-продукты, но и необходимые для их функционирования технические средства (приборы учета, датчики, микроагенты и др.). Для отдельного производства или закупки таких технических средств может быть сложно найти источники финансирования, однако в рамках крупного комплексного проекта они могут быть созданы или приобретены за счет заемного финансирования, привлеченного в целях реализации такого проекта.

Примером подобного ИТ-продукта является платформа «Аврора», которая может включать в себя управление системами тепло-, водоснабжения и наружного освещения, в том числе осуществлять удаленный сбор данных с приборов учета, контроль ресурсов, выставление счетов; создание единого диспетчерского центра города и цифрового двойника сетей, и т.д. Такое цифровое решение способствует повышению качества предоставляемых услуг, снижению потребления ресурсов, ликвидации энергетического дисбаланса в системе. Подобная система подходит для внедрения в формате ГЧП-проекта, что может позволить комплексно решить задачи по цифровизации и повышению энергоэффективности муниципального образования в сфере тепло-, водоснабжения и наружного освещения.

Создание и внедрение цифровых решений по модели ГЧП может выглядеть следующим образом:

На схеме приведен вариант реализации проекта посредством заключения соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве. Альтернативой может быть заключение концессионного соглашения – схема реализации проекта в таком случае будет схожа, одними из основных отличий будет являться более жесткая регламентация прав на созданный в рамках соглашения объект, а также наличие законодательных ограничений по изменению условий соглашения.

«Важно понимать, что создание комплексного продукта целесообразно только в случае, если муниципальное образование обладает всей широтой полномочий в отношении инфраструктуры, для которой создается такое ИТ-решение. Кроме того, такой подход требует включения гарантий для частной стороны от муниципальных образований. Примером такой гарантии является включение в соглашение условий об установлении минимального гарантированного дохода от эксплуатации созданной платформы, что предполагает, что публичная сторона будет компенсировать частному партнеру отрицательную разницу между фактическим объемом выручки и запланированным (как правило, достаточным для возврата вложенных частным партнером инвестиций)», – прокомментировала юрист P&P Unity Валерия Зуева.

Таким образом, сторонам следует уделить особое внимание разработке условий соглашения, в рамках которого будет реализовываться проект, чтобы обеспечить соблюдение интересов обоих партнеров.

Стоит отметить, что с учетом возможного секвестирования бюджета важной задачей при реализации таких проектов является увеличение выручки от использования системы и сокращение расходов, которые можно достичь за счет создания максимально эффективного продукта, и применение вышерассмотренного подхода решает такую задачу.

Презентация "Цифровизация в ЖКХ"


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.