В январе 2023 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>», позволяющие создавать проекты в сфере информационных технологий («ИТ») с использованием механизмов государственно-частного партнерства («ГЧП») на муниципальном уровне. Ранее такие ГЧП-проекты реализовывались преимущественно на региональном или федеральном уровне, поскольку либо устанавливался законодательный запрет на реализацию таких проектов на уровне муниципальных образований (в отношении соглашений о муниципально-частном партнерстве), либо существовала правовая неопределенность в возможности реализации таких проектов (в отношении муниципальных концессий).
Вступившие в силу в этом году нововведения открыли новые возможности для внедрения ИТ-решений на уровне муниципальных образований, что, несомненно, имеет важное значение, так как многие вопросы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и городской среды входят в компетенцию местного самоуправления и зачастую у регионов конкретные полномочия, необходимые для развития проектов в указанных сферах, отсутствуют.
Проекты в сфере ИТ могут объединять в себе решения задач в разных отраслях, что, с учетом появившейся возможности их реализации по модели ГЧП на муниципальном уровне, имеет ряд преимуществ.
Использование механизмов ГЧП создает возможность окупаемости проекта за счет внебюджетных источников, например, в рамках проекта в сфере жилищно-коммунального хозяйства основным источником финансирования могут являться средства ресурсоснабжающих и эксплуатирующих организаций, которые получают положительный эффект от реализации такого проекта.
Кроме того, применение единого платформенного решения, адаптированного для разных сфер жизни, уменьшает вероятность использования в одном муниципальном образовании разнородных информационных систем, что в свою очередь будет способствовать эффективному взаимодействию муниципальных органов и заинтересованных организаций, а также позволит снизить затраты на внедрение таких систем. При этом использование механизма ГЧП позволяет включить в периметр проекта не только ИТ-продукты, но и необходимые для их функционирования технические средства (приборы учета, датчики, микроагенты и др.). Для отдельного производства или закупки таких технических средств может быть сложно найти источники финансирования, однако в рамках крупного комплексного проекта они могут быть созданы или приобретены за счет заемного финансирования, привлеченного в целях реализации такого проекта.
Примером подобного ИТ-продукта является платформа «Аврора», которая может включать в себя управление системами тепло-, водоснабжения и наружного освещения, в том числе осуществлять удаленный сбор данных с приборов учета, контроль ресурсов, выставление счетов; создание единого диспетчерского центра города и цифрового двойника сетей, и т.д. Такое цифровое решение способствует повышению качества предоставляемых услуг, снижению потребления ресурсов, ликвидации энергетического дисбаланса в системе. Подобная система подходит для внедрения в формате ГЧП-проекта, что может позволить комплексно решить задачи по цифровизации и повышению энергоэффективности муниципального образования в сфере тепло-, водоснабжения и наружного освещения.
Создание и внедрение цифровых решений по модели ГЧП может выглядеть следующим образом:
На схеме приведен вариант реализации проекта посредством заключения соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве. Альтернативой может быть заключение концессионного соглашения – схема реализации проекта в таком случае будет схожа, одними из основных отличий будет являться более жесткая регламентация прав на созданный в рамках соглашения объект, а также наличие законодательных ограничений по изменению условий соглашения.
«Важно понимать, что создание комплексного продукта целесообразно только в случае, если муниципальное образование обладает всей широтой полномочий в отношении инфраструктуры, для которой создается такое ИТ-решение. Кроме того, такой подход требует включения гарантий для частной стороны от муниципальных образований. Примером такой гарантии является включение в соглашение условий об установлении минимального гарантированного дохода от эксплуатации созданной платформы, что предполагает, что публичная сторона будет компенсировать частному партнеру отрицательную разницу между фактическим объемом выручки и запланированным (как правило, достаточным для возврата вложенных частным партнером инвестиций)», – прокомментировала юрист P&P Unity Валерия Зуева.
Таким образом, сторонам следует уделить особое внимание разработке условий соглашения, в рамках которого будет реализовываться проект, чтобы обеспечить соблюдение интересов обоих партнеров.
Стоит отметить, что с учетом возможного секвестирования бюджета важной задачей при реализации таких проектов является увеличение выручки от использования системы и сокращение расходов, которые можно достичь за счет создания максимально эффективного продукта, и применение вышерассмотренного подхода решает такую задачу.
Презентация "Цифровизация в ЖКХ"
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.