Инфраструктура. Право. Решения.

 

Продолжаем рассуждать о возможности интеграции механизмов государственно-частного партнерства в проекты комплексного развития территории («КРТ»). В первой части блога мы рассказали о способах реализации КРТ и привели пример успешного совмещения концессии и проекта КРТ фабрики «Большая Ивановская Мануфактура», самостоятельно реализуемого Ивановской областью. Во второй части блога предлагаем рассмотреть, можно ли использовать механизмы ГЧП в рамках проектов КРТ, осуществляемых оператором КРТ или лицом, с которым заключен договор о КРТ.

Возможность использования механизмов ГЧП оператором КРТ или лицом, с которым заключен договор о КРТ

Оператор КРТ – это юридическое лицо, определенное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации («субъект РФ»), обеспечивающее реализацию решения о комплексном развитии территории[1].

Оператором может быть определено:

  • юридическое лицо, которое создано Российской Федерацией (субъектом РФ или муниципальным образованием) или в уставном (складочном) капитале которого доля Российской Федерации (субъекта РФ или муниципального образования) составляет более 50 %, или
  • дочернее общество вышеуказанного юридического лица, в уставном (складочном) капитале которого более 50 % долей принадлежит такому юридическому лицу[2].

В связи с запретом участия хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, находящихся под контролем Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, их дочерних обществ в соглашении о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве («соглашение о ГЧП»)[3] с оператором не может быть заключено такое соглашение. Однако ввиду отсутствия аналогичных требований к концессионеру, с оператором может быть заключено концессионное соглашение.

Договор о КРТ заключается по результатам торгов (за исключением случаев заключения договора с правообладателями земельных участков или объектов недвижимого имущества, расположенных в границах КРТ)[4], при этом Градостроительный кодекс РФ не содержит требований к участникам торгов, которые делали бы невозможным заключение победителем торгов соглашений о ГЧП или концессионных соглашений[5].  

Несмотря на то, что прямых препятствий для реализации проекта ГЧП оператором КРТ (за исключением соглашений о ГЧП) или лицом, с которым заключен договор о КРТ, законодатель не устанавливает, необходимо учитывать следующее.

Проект КРТ не дает реализующему ему лицу каких-либо преференций по заключению концессионных соглашений или соглашений о ГЧП без проведения конкурса. Полагаем, что указанное лицо может в общем порядке подать частную концессионную инициативу или выступить с предложением о реализации проекта ГЧП, однако в случае поступления заявок от иных лиц оно будет обязано участвовать в конкурсе на право заключения соглашения, соответственно, нет гарантии, что соглашение будет заключено именно с ним.

Таким образом, в условиях действующего регулирования, инициация проекта ГЧП оператором КРТ или лицом, с которым заключен договор о КРТ, представляется нецелесообразной.

Чем могло бы быть полезно объединение КРТ и механизмов ГЧП

Как мы рассказывали в первой части блога, в рамках проектов КРТ осуществляется создание различных объектов, в том числе объектов инфраструктуры, обеспечивающих сбалансированное развитие пространства, при этом само по себе создание таких объектов возможно в рамках концессий и соглашений о ГЧП.

В настоящее время в Градостроительном кодексе РФ упоминается два способа финансирования строительства (реконструкции) инфраструктурных объектов в рамках КРТ:

  • за счет средств лица, с которым заключен договор о КРТ, с последующей передачей объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, иных объектов в публичную собственность[6];
  • за счет средств исполнительного органа субъекта РФ или муниципального образования (в отношении объектов инфраструктуры, необходимых для реализации решения о КРТ)[7].

При этом градостроительным законодательством прямо не установлена возможность разделения расходов по созданию (реконструкции) объектов между оператором или лицом, с которым заключен договор о КРТ, и публичной стороной, а также возможность последующей эксплуатации созданных (реконструированных) объектов частной стороной. В этом отношении могло бы быть полезным использование механизма концессионного соглашения или соглашения о ГЧП, отличительным признаком которых является разделение расходов между сторонами (предусмотрена возможность финансового участия публичной стороны в создании и эксплуатации объекта), а также эксплуатация (техническое обслуживание) объекта соглашения частной стороной.

В свою очередь, для проектов КРТ законодатель установил ряд особенностей, которые могли бы упростить реализацию проектов ГЧП, например, упрощен порядок внесения изменений в генеральный план поселений, муниципального или городского округа[8] и правила землепользования и застройки[9]

Полагаем, что для целей синхронизации проектов КРТ и ГЧП потребуется внесение изменений в законодательство, в частности установление возможности заключения концессионного соглашения или соглашения о ГЧП без проведения конкурса в случае реализации концессионером / частным партнером КРТ.

Стоит отметить, что по итогам совещания по вопросу развития строительной отрасли, состоявшемуся в августе 2023 года, Правительству Российской Федерации было поручено в срок до 01.12.2023 года представить предложения по реализации проектов КРТ с использованием механизмов возвратного финансирования строительства объектов соответствующей инфраструктуры, в том числе инфраструктурных облигаций, и государственно-частного партнерства[10]. Мы будем следить за конструктивными предложениями по изменению законодательства в данной сфере и обязательно расскажем о них нашим читателям.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


[1] Пункт 34.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.

[2] Части 1, 2 статьи 71 Градостроительного кодекса РФ.

[3] Пункты 4 и 5 части 1 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

[4] Часть 1 статьи 69 Градостроительного кодекса РФ.

[5] Часть 6 статьи 69 Градостроительного кодекса РФ.

[6] Пункт 1 части 5 статьи 68, часть 8 статьи 68 Градостроительного кодекса РФ.

[7] Часть 7 статьи 68 Градостроительного кодекса РФ.

[8] Часть 2.1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ.

[9] Часть 3.4 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ.

[10] Пункт 1 Перечня поручений по итогам совещания по вопросу развития строительной отрасли, утв. Президентом Российской Федерации 17.09.2023 № Пр-1845.


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.