Продолжаем рассуждать о возможности интеграции механизмов государственно-частного партнерства в проекты комплексного развития территории («КРТ»). В первой части блога мы рассказали о способах реализации КРТ и привели пример успешного совмещения концессии и проекта КРТ фабрики «Большая Ивановская Мануфактура», самостоятельно реализуемого Ивановской областью. Во второй части блога предлагаем рассмотреть, можно ли использовать механизмы ГЧП в рамках проектов КРТ, осуществляемых оператором КРТ или лицом, с которым заключен договор о КРТ.
Возможность использования механизмов ГЧП оператором КРТ или лицом, с которым заключен договор о КРТ
Оператор КРТ – это юридическое лицо, определенное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации («субъект РФ»), обеспечивающее реализацию решения о комплексном развитии территории[1].
Оператором может быть определено:
- юридическое лицо, которое создано Российской Федерацией (субъектом РФ или муниципальным образованием) или в уставном (складочном) капитале которого доля Российской Федерации (субъекта РФ или муниципального образования) составляет более 50 %, или
- дочернее общество вышеуказанного юридического лица, в уставном (складочном) капитале которого более 50 % долей принадлежит такому юридическому лицу[2].
В связи с запретом участия хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, находящихся под контролем Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, их дочерних обществ в соглашении о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве («соглашение о ГЧП»)[3] с оператором не может быть заключено такое соглашение. Однако ввиду отсутствия аналогичных требований к концессионеру, с оператором может быть заключено концессионное соглашение.
Договор о КРТ заключается по результатам торгов (за исключением случаев заключения договора с правообладателями земельных участков или объектов недвижимого имущества, расположенных в границах КРТ)[4], при этом Градостроительный кодекс РФ не содержит требований к участникам торгов, которые делали бы невозможным заключение победителем торгов соглашений о ГЧП или концессионных соглашений[5].
Несмотря на то, что прямых препятствий для реализации проекта ГЧП оператором КРТ (за исключением соглашений о ГЧП) или лицом, с которым заключен договор о КРТ, законодатель не устанавливает, необходимо учитывать следующее.
Проект КРТ не дает реализующему ему лицу каких-либо преференций по заключению концессионных соглашений или соглашений о ГЧП без проведения конкурса. Полагаем, что указанное лицо может в общем порядке подать частную концессионную инициативу или выступить с предложением о реализации проекта ГЧП, однако в случае поступления заявок от иных лиц оно будет обязано участвовать в конкурсе на право заключения соглашения, соответственно, нет гарантии, что соглашение будет заключено именно с ним.
Таким образом, в условиях действующего регулирования, инициация проекта ГЧП оператором КРТ или лицом, с которым заключен договор о КРТ, представляется нецелесообразной.
Чем могло бы быть полезно объединение КРТ и механизмов ГЧП
Как мы рассказывали в первой части блога, в рамках проектов КРТ осуществляется создание различных объектов, в том числе объектов инфраструктуры, обеспечивающих сбалансированное развитие пространства, при этом само по себе создание таких объектов возможно в рамках концессий и соглашений о ГЧП.
В настоящее время в Градостроительном кодексе РФ упоминается два способа финансирования строительства (реконструкции) инфраструктурных объектов в рамках КРТ:
- за счет средств лица, с которым заключен договор о КРТ, с последующей передачей объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, иных объектов в публичную собственность[6];
- за счет средств исполнительного органа субъекта РФ или муниципального образования (в отношении объектов инфраструктуры, необходимых для реализации решения о КРТ)[7].
При этом градостроительным законодательством прямо не установлена возможность разделения расходов по созданию (реконструкции) объектов между оператором или лицом, с которым заключен договор о КРТ, и публичной стороной, а также возможность последующей эксплуатации созданных (реконструированных) объектов частной стороной. В этом отношении могло бы быть полезным использование механизма концессионного соглашения или соглашения о ГЧП, отличительным признаком которых является разделение расходов между сторонами (предусмотрена возможность финансового участия публичной стороны в создании и эксплуатации объекта), а также эксплуатация (техническое обслуживание) объекта соглашения частной стороной.
В свою очередь, для проектов КРТ законодатель установил ряд особенностей, которые могли бы упростить реализацию проектов ГЧП, например, упрощен порядок внесения изменений в генеральный план поселений, муниципального или городского округа[8] и правила землепользования и застройки[9].
Полагаем, что для целей синхронизации проектов КРТ и ГЧП потребуется внесение изменений в законодательство, в частности установление возможности заключения концессионного соглашения или соглашения о ГЧП без проведения конкурса в случае реализации концессионером / частным партнером КРТ.
Стоит отметить, что по итогам совещания по вопросу развития строительной отрасли, состоявшемуся в августе 2023 года, Правительству Российской Федерации было поручено в срок до 01.12.2023 года представить предложения по реализации проектов КРТ с использованием механизмов возвратного финансирования строительства объектов соответствующей инфраструктуры, в том числе инфраструктурных облигаций, и государственно-частного партнерства[10]. Мы будем следить за конструктивными предложениями по изменению законодательства в данной сфере и обязательно расскажем о них нашим читателям.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
[1] Пункт 34.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.
[2] Части 1, 2 статьи 71 Градостроительного кодекса РФ.
[3] Пункты 4 и 5 части 1 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».
[4] Часть 1 статьи 69 Градостроительного кодекса РФ.
[5] Часть 6 статьи 69 Градостроительного кодекса РФ.
[6] Пункт 1 части 5 статьи 68, часть 8 статьи 68 Градостроительного кодекса РФ.
[7] Часть 7 статьи 68 Градостроительного кодекса РФ.
[8] Часть 2.1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ.
[9] Часть 3.4 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ.
[10] Пункт 1 Перечня поручений по итогам совещания по вопросу развития строительной отрасли, утв. Президентом Российской Федерации 17.09.2023 № Пр-1845.
Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.