Инфраструктура. Право. Решения.

11-03-2020
Практика

 

В феврале 2020 года АС Восточно-Сибирского округа было вынесено решение, подтверждающее необходимость расторжения целых восьми концессионных соглашений, заключенных с нарушением закона. Основание расторжения интригующее – переквалификация концессии в государственные закупки. По аналогии с заморозившим рынок в 2017 году «башкирским делом» в источниках, близких к сфере ГЧП, появился термин «тувинское дело». Так ли все страшно, неужели рынку снова грозит коллапс из-за сверхжесткой позиции антимонопольного органа, который в очередной раз стал инициатором оспаривания законности перспективных концессий?    

Краткая предыстория спора такова – Правительство Республики Тыва заключило восемь однотипных концессионных соглашений в отношении объектов образования (школы, детские сады, дворцы молодежи), в соответствии с которыми концессионеры обязались создать/реконструировать соответствующие объекты, а также эксплуатировать их. Тывинское УФАС России посчитало, что при заключении соглашений должны были применяться нормы не концессионного закона, а законодательства о контрактной системе, и вынесло предписание о необходимости расторгнуть все заключенные соглашения.

Суды трех инстанций поддержали антимонопольный орган, приведя следующие аргументы:

  • строительство объектов образования является государственной нуждой Республики Тыва, осуществлялось за счет средств субсидий и субвенций из федерального бюджета;    
  • из предложений хозяйствующих субъектов - ООО "Бенконс", ООО "Олчей", ООО "Тарыс", ООО "МонолитСтрой" (концессионеры) не следует подтверждение ими фактического наличия у них соответствующих средств;   
  • в указанных соглашениях отсутствуют обязательные условия, на которые направлены цели Федерального закона N 115-ФЗ: привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации; обеспечение эффективного использования          имущества,  находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений; повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Самым «страшным» выглядит первый довод – неужели мы вновь возвращаемся к дискуссии о невозможности значительного бюджетного финансирования концессий, даже если речь идет о чисто социальных объектах, таких, как объекты образования?

Но давайте посмотрим на оспариваемые концессионные соглашения более пристально:

  • Финансирование стройки полностью подразумевается за счет средств бюджета, на что прямо указывается в концессионных соглашениях: «Концедент обязан направить Концессионеру средства на финансирование расходов на создание Школа в объеме 249 157,220 тыс. рублей. При этом оплата производится по факту выполнения работ в течение 15 рабочих дней с даты принятия актов выполненных работ (форма № КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) в размере, указанном в справках о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), также оплата строительных материалов производится при предоставлении товарной накладной, счета фактуры.» (орфография и пунктуация – авторов проекта соглашения). Аналогичные формулировки с различными суммами содержатся во всех 8 соглашениях.
  • Обязанность по эксплуатации объектов во всех соглашениях прописана крайне невнятно: «осуществлять деятельности по представлению в аренду   имущественного комплекса с использованием объекта Соглашения» (повторяется во всех соглашениях, орфография снова авторская), «осуществлять деятельность по представлению в аренду   имущественного комплекса, оказание услуг по обеспечению горячим питанием   с использованием Школа». Ни о какой образовательной деятельности речи не идет, впрочем, как и каких-либо целевых эксплуатационных показателях.         
  • Сроки заключенных соглашений: 10 лет, 4 года, 38 месяцев, 10 (!) месяцев, 6 лет, 5 лет…
  • Плата концедента определяется как арендный платеж. При этом присутствует условие типа «Концедент вправе досрочно выкупить Школа. В данном случае размер платы Концедента (или срок аренды) уменьшается соразмерно выплаченным средствам».      
  • ТЭПы объектов соглашений отсутствуют в принципе, проектную документацию концессионеру обязуется предоставить концедент.

Полагаем, перечисленных деталей хватает для того, чтобы сделать вывод о том, что заключенные соглашения совсем не похожи на концессионные – и дело не только и не столько в финансировании стройки за счет бюджета. Концессионеры изначально и не собирались реализовывать проект, сдав построенный объект в аренду.

Полагаем, что «тувинское» дело не стоит сравнивать с «башкирским» - если в последнем был качественно структурированный, продуманный проект, и претензии ФАС действительно позволяли дискутировать на предмет его условий, то сейчас речь идет скорее о сделанных «на коленке» договорах, авторы которых не привели их хотя бы в минимальное соответствие с требованиями Закона о концессиях. И вряд ли найдутся на рынке эксперты, которые поддержат законность соглашений с подобным набором условий.     


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.