Инфраструктура. Право. Решения.

23-11-2024
Новый акт

Проект федерального закона, регулирующий вопросы осуществления частных инвестиций в сохранение объектов культурного наследия («ОКН»), был внесен в Государственную Думу Российской Федерации еще в конце 2018 года и принят в первом чтении в феврале 2019 года. Однако, дальнейшее рассмотрение проекта было отложено, и второе и третье чтение проекта прошли только в ноябре 2024 года, при этом текст законопроекта довольно сильно изменился. Предлагаем рассмотреть принятый законопроект подробнее.

Новый вид объектов концессии

Согласно законопроекту в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях») включен новый вид объектов, в отношении которых допускается заключение концессионных соглашений, а именно: неиспользуемые объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации («ОКН»), включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации («Реестр»), находящиеся в неудовлетворительном состоянии.

Для целей заключения концессии ОКН должен удовлетворять следующим требованиям:

  • ОКН является недвижимым имуществом, принадлежащим концеденту на праве собственности;
  • ОКН включен в Реестр;
  • в отношении ОКН принято решение об отнесении его к ОКН, находящимся в неудовлетворительном состоянии;
  • ОКН не является мемориальной квартирой, мавзолеем, произведением монументального искусства;
  • ОКН не является имуществом религиозного назначения или имуществом, указанным в части 3 статьи 5 и (или) части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Решение об отнесении ОКН к объектам, находящимся в неудовлетворительном состоянии, принимается на основании одного из следующих критериев, указанных в Федеральном законе от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» («Закон об ОКН») в редакции законопроекта:

  • частичная или полная утрата элементов несущих строительных конструкций (фундамента, стен, перекрытий, крыши и других), не позволяющая надлежащим образом эксплуатировать ОКН целиком;
  • горизонтальные, вертикальные, продольные, диагональные и (или) поперечные сквозные трещины в несущих строительных конструкциях по всей длине (высоте или ширине) таких конструкций;
  • общее состояние ОКН, характеризующееся снижением до недопустимых уровней надежности здания, строения или сооружения, прочности и устойчивости несущих строительных конструкций и основания и свидетельствующее об исчерпании несущей способности и опасности обрушения таких здания, строения или сооружения.

Особенности подготовки, заключения, исполнения и прекращения концессий в отношении ОКН

По концессионному соглашению, заключенному в отношении ОКН, концессионер обязан провести за свой счет работы по сохранению ОКН и осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) ОКН в соответствии с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а концедент обязуется предоставить или обеспечить предоставление концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом для осуществления указанной деятельности.

В законопроекте не раскрывается, что относится к мероприятиям по сохранению ОКН для целей концессии. Согласно пункту 1 статьи 40 Закона об ОКН сохранение ОКН – меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко- культурной ценности ОКН, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление ОКН для современного использования и включающие в себя научно- исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению ОКН, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Концессионер также обязан осуществлять деятельность по соглашению с учетом требований законодательства об охране ОКН (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в случае, если концессия заключена в отношении иного вида объектов из перечня, указанного в Законе о концессиях, но в состав объекта входит также имущество, являющееся ОКН (включенным в Реестр или выявленным ОКН), находящимся в неудовлетворительном состоянии.

Изменение целевого назначения объекта образования, культуры, спорта, объекта, используемого для организации отдыха граждан и туризма, иного объекта социально- культурного назначения, входящего в состав ОКН, находящегося в неудовлетворительном состоянии, являющегося объектом концессионного соглашения, не допускается.

Концессионное соглашение в отношении ОКН должно дополнительно содержать следующие существенные условия:

  • осуществление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, не должно создавать препятствия осуществлению уставной деятельности государственного (муниципального) учреждения в случае, если данное учреждение является музеем-заповедником и на его территории либо на земельном участке, примыкающем к земельному участку, принадлежащему данному учреждению, расположен объект соглашения;
  • осуществление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, не должно создавать препятствия осуществлению уставной деятельности религиозной организации в случае, если объект соглашения расположен на земельном участке, примыкающем к земельному участку, принадлежащему такой религиозной организации;
  • порядок доступа граждан к объекту соглашения должен устанавливаться с учетом требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Если условием соглашения является обязательство концессионера по подготовке проектной документации, то в качестве критерия конкурса должна быть установлена качественная характеристика текстовых и графических материалов, а также архитектурных, конструктивных, инженерно-технических и инженерно-технологических решений для обеспечения проведения работ по сохранению ОКН. Коэффициент такого критерия не может составлять менее, чем 0,2.

Наряду с установленными в части 4.6 статьи 37 Закона о концессиях основаниями для принятия решения о невозможности заключения соглашения, в отношении объектов ОКН появляется дополнительное основание – несоответствие ОКН хотя бы одному из вышеуказанных требований к ОКН.

Существенным нарушением концессионером условий соглашения будет считаться неисполнение концессионером установленных законом требований к сохранению ОКН, при этом потребовать расторжения концессии через суд сможет не только концедент, но и соответствующий орган охраны объектов культурного наследия в случае, если такое нарушение повлекло уничтожение или существенное повреждение ОКН.

Правила, установленные законопроектом для концессий в отношении ОКН, применяются также в случае, если ОКН, находящийся в неудовлетворительном состоянии, входит в состав объекта концессионного соглашения, указанного пунктах 1 – 7, 9 – 20 и 22 части 1 статьи 4 Закона о концессиях.

Приватизация ОКН концессионером

Законопроект также предоставляет концессионеру преимущественное право на выкуп объекта культурного наследия после окончания срока действия концессионного соглашения в случае выполнения следующих условий:

  1. объект включен в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества или перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на дату окончания срока действия концессионного соглашения;

  2. концессионером исполнены в полном объеме обязательства по проведению работ по сохранению указанного объекта, предусмотренные концессионным соглашением. Исполнение таких обязательств в полном объеме подтверждается актом приемки выполненных работ по сохранению ОКН, предусмотренным пунктом 9 статьи 45 Закона об ОКН;

  3. в отношении указанного объекта отменено решение соответствующего органа об отнесении указанного объекта к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии.

Возможность заключения соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве в отношении ОКН

В Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>» («Закон о ГЧП») вносится уточнение о том, что не допускается заключение соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве («соглашение о ГЧП») в отношении объектов, перечисленных в части 1 статьи 7 Закона о ГЧП, если такой объект на момент заключения соглашения о ГЧП является ОКН, включенным в Реестр, или выявленным ОКН.

Льготная аренда ОКН

Неиспользуемые ОКН, относящиеся к федеральной собственности (за исключением объектов, относящихся к имуществу религиозного назначения, и ряда других) и находящиеся в неудовлетворительном состоянии, по решению уполномоченного органа могут быть предоставлены в аренду физическим или юридическим лицам на срок до 49 лет с установлением льготной арендной платы. Порядок предоставления таких ОКН будет установлен Правительством РФ.

Существенным условием договора аренды таких ОКН является обязанность арендатора провести работы по сохранению объекта в соответствии с охранным обязательством, предусмотренным статьей 47.6 Закона об ОКН, в срок, не превышающий 7 лет со дня передачи объекта в аренду, включая срок подготовки и согласования проектной документации по сохранению ОКН, не превышающий 2 лет со дня передачи его в аренду. В случае неисполнения арендатором указанного условия договор подлежит расторжению в порядке, установленном Правительством РФ.

Сдача в субаренду, передача арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу, предоставление указанного объекта в безвозмездное пользование, залог арендных прав и внесение их в качестве имущественного вклада в некоммерческие организации или паевого взноса в производственные кооперативы не допускаются.

Для неиспользуемых ОКН, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к собственности субъектов Российской Федерации или к муниципальной собственности, также может быть установлена льготная арендная плата в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами субъектов или представительных органов муниципальных образований соответственно.

Вступление закона в силу

Закон вступит в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования. Действие закона не будет распространяться на концессионные соглашения, соглашения о ГЧП, договоры аренды, заключенные до дня вступления закона в силу.

Конкурсы на право заключения концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, сообщения о которых были размещены на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов либо приглашения принять участие в которых было направлено до дня вступления закона в силу, будут завершаться по правилам, которые действовали на дату размещения сообщений (направления приглашения).

Заключение концессий и соглашений о ГЧП в порядке частной инициативы будет осуществляться по правилам, действовавшим на дату размещения предложений концессионеров (частных партнеров) на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов.

 


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.