Проект федерального закона, регулирующий вопросы осуществления частных инвестиций в сохранение объектов культурного наследия («ОКН»), был внесен в Государственную Думу Российской Федерации еще в конце 2018 года и принят в первом чтении в феврале 2019 года. Однако, дальнейшее рассмотрение проекта было отложено, и второе и третье чтение проекта прошли только в ноябре 2024 года, при этом текст законопроекта довольно сильно изменился. Предлагаем рассмотреть принятый законопроект подробнее.
Новый вид объектов концессии
Согласно законопроекту в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях») включен новый вид объектов, в отношении которых допускается заключение концессионных соглашений, а именно: неиспользуемые объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации («ОКН»), включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации («Реестр»), находящиеся в неудовлетворительном состоянии.
Для целей заключения концессии ОКН должен удовлетворять следующим требованиям:
- ОКН является недвижимым имуществом, принадлежащим концеденту на праве собственности;
- ОКН включен в Реестр;
- в отношении ОКН принято решение об отнесении его к ОКН, находящимся в неудовлетворительном состоянии;
- ОКН не является мемориальной квартирой, мавзолеем, произведением монументального искусства;
- ОКН не является имуществом религиозного назначения или имуществом, указанным в части 3 статьи 5 и (или) части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
Решение об отнесении ОКН к объектам, находящимся в неудовлетворительном состоянии, принимается на основании одного из следующих критериев, указанных в Федеральном законе от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» («Закон об ОКН») в редакции законопроекта:
- частичная или полная утрата элементов несущих строительных конструкций (фундамента, стен, перекрытий, крыши и других), не позволяющая надлежащим образом эксплуатировать ОКН целиком;
- горизонтальные, вертикальные, продольные, диагональные и (или) поперечные сквозные трещины в несущих строительных конструкциях по всей длине (высоте или ширине) таких конструкций;
- общее состояние ОКН, характеризующееся снижением до недопустимых уровней надежности здания, строения или сооружения, прочности и устойчивости несущих строительных конструкций и основания и свидетельствующее об исчерпании несущей способности и опасности обрушения таких здания, строения или сооружения.
Особенности подготовки, заключения, исполнения и прекращения концессий в отношении ОКН
По концессионному соглашению, заключенному в отношении ОКН, концессионер обязан провести за свой счет работы по сохранению ОКН и осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) ОКН в соответствии с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а концедент обязуется предоставить или обеспечить предоставление концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом для осуществления указанной деятельности.
В законопроекте не раскрывается, что относится к мероприятиям по сохранению ОКН для целей концессии. Согласно пункту 1 статьи 40 Закона об ОКН сохранение ОКН – меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко- культурной ценности ОКН, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление ОКН для современного использования и включающие в себя научно- исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению ОКН, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Концессионер также обязан осуществлять деятельность по соглашению с учетом требований законодательства об охране ОКН (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в случае, если концессия заключена в отношении иного вида объектов из перечня, указанного в Законе о концессиях, но в состав объекта входит также имущество, являющееся ОКН (включенным в Реестр или выявленным ОКН), находящимся в неудовлетворительном состоянии.
Изменение целевого назначения объекта образования, культуры, спорта, объекта, используемого для организации отдыха граждан и туризма, иного объекта социально- культурного назначения, входящего в состав ОКН, находящегося в неудовлетворительном состоянии, являющегося объектом концессионного соглашения, не допускается.
Концессионное соглашение в отношении ОКН должно дополнительно содержать следующие существенные условия:
- осуществление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, не должно создавать препятствия осуществлению уставной деятельности государственного (муниципального) учреждения в случае, если данное учреждение является музеем-заповедником и на его территории либо на земельном участке, примыкающем к земельному участку, принадлежащему данному учреждению, расположен объект соглашения;
- осуществление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, не должно создавать препятствия осуществлению уставной деятельности религиозной организации в случае, если объект соглашения расположен на земельном участке, примыкающем к земельному участку, принадлежащему такой религиозной организации;
- порядок доступа граждан к объекту соглашения должен устанавливаться с учетом требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Если условием соглашения является обязательство концессионера по подготовке проектной документации, то в качестве критерия конкурса должна быть установлена качественная характеристика текстовых и графических материалов, а также архитектурных, конструктивных, инженерно-технических и инженерно-технологических решений для обеспечения проведения работ по сохранению ОКН. Коэффициент такого критерия не может составлять менее, чем 0,2.
Наряду с установленными в части 4.6 статьи 37 Закона о концессиях основаниями для принятия решения о невозможности заключения соглашения, в отношении объектов ОКН появляется дополнительное основание – несоответствие ОКН хотя бы одному из вышеуказанных требований к ОКН.
Существенным нарушением концессионером условий соглашения будет считаться неисполнение концессионером установленных законом требований к сохранению ОКН, при этом потребовать расторжения концессии через суд сможет не только концедент, но и соответствующий орган охраны объектов культурного наследия в случае, если такое нарушение повлекло уничтожение или существенное повреждение ОКН.
Правила, установленные законопроектом для концессий в отношении ОКН, применяются также в случае, если ОКН, находящийся в неудовлетворительном состоянии, входит в состав объекта концессионного соглашения, указанного пунктах 1 – 7, 9 – 20 и 22 части 1 статьи 4 Закона о концессиях.
Приватизация ОКН концессионером
Законопроект также предоставляет концессионеру преимущественное право на выкуп объекта культурного наследия после окончания срока действия концессионного соглашения в случае выполнения следующих условий:
-
объект включен в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества или перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на дату окончания срока действия концессионного соглашения;
-
концессионером исполнены в полном объеме обязательства по проведению работ по сохранению указанного объекта, предусмотренные концессионным соглашением. Исполнение таких обязательств в полном объеме подтверждается актом приемки выполненных работ по сохранению ОКН, предусмотренным пунктом 9 статьи 45 Закона об ОКН;
-
в отношении указанного объекта отменено решение соответствующего органа об отнесении указанного объекта к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии.
Возможность заключения соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве в отношении ОКН
В Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>» («Закон о ГЧП») вносится уточнение о том, что не допускается заключение соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве («соглашение о ГЧП») в отношении объектов, перечисленных в части 1 статьи 7 Закона о ГЧП, если такой объект на момент заключения соглашения о ГЧП является ОКН, включенным в Реестр, или выявленным ОКН.
Льготная аренда ОКН
Неиспользуемые ОКН, относящиеся к федеральной собственности (за исключением объектов, относящихся к имуществу религиозного назначения, и ряда других) и находящиеся в неудовлетворительном состоянии, по решению уполномоченного органа могут быть предоставлены в аренду физическим или юридическим лицам на срок до 49 лет с установлением льготной арендной платы. Порядок предоставления таких ОКН будет установлен Правительством РФ.
Существенным условием договора аренды таких ОКН является обязанность арендатора провести работы по сохранению объекта в соответствии с охранным обязательством, предусмотренным статьей 47.6 Закона об ОКН, в срок, не превышающий 7 лет со дня передачи объекта в аренду, включая срок подготовки и согласования проектной документации по сохранению ОКН, не превышающий 2 лет со дня передачи его в аренду. В случае неисполнения арендатором указанного условия договор подлежит расторжению в порядке, установленном Правительством РФ.
Сдача в субаренду, передача арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу, предоставление указанного объекта в безвозмездное пользование, залог арендных прав и внесение их в качестве имущественного вклада в некоммерческие организации или паевого взноса в производственные кооперативы не допускаются.
Для неиспользуемых ОКН, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к собственности субъектов Российской Федерации или к муниципальной собственности, также может быть установлена льготная арендная плата в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами субъектов или представительных органов муниципальных образований соответственно.
Вступление закона в силу
Закон вступит в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования. Действие закона не будет распространяться на концессионные соглашения, соглашения о ГЧП, договоры аренды, заключенные до дня вступления закона в силу.
Конкурсы на право заключения концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, сообщения о которых были размещены на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов либо приглашения принять участие в которых было направлено до дня вступления закона в силу, будут завершаться по правилам, которые действовали на дату размещения сообщений (направления приглашения).
Заключение концессий и соглашений о ГЧП в порядке частной инициативы будет осуществляться по правилам, действовавшим на дату размещения предложений концессионеров (частных партнеров) на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.