Инфраструктура. Право. Решения.

 

В рамках структурирования ГЧП-проектов широкое распространение получило использование проектного финансирования. Проектное финансирование по своей сути является методом привлечения заемного финансирования, обеспечением по которому выступает сам ГЧП-проект, а точнее генерируемые им денежные потоки. Такой вид финансирования реализуется через юридическое лицо (специальную проектную компанию, или СПК (SPV)), которое, как правило, создается под конкретный проект и чья деятельность ограничивается таким проектом. Создание СПК позволяет обособить реализуемый ГЧП-проект от рисков, связанных с иной деятельностью компании, и создать условия, при которых вся выручка от деятельности компании будет направлена на реализацию такого проекта. Подробнее о плюсах использования СПК мы ранее писали здесь.

Несмотря на то, что использование СПК для реализации ГЧП-проектов имеет некоторые очевидные преимущества, действующее нормативное регулирование не в полной мере адаптировано к реальным потребностям участников рынка. 

Так, одним из требований, предъявляемых к лицу, решившему выступить с частной концессионной инициативой (ЧКИ), является отсутствие недоимок по налогам, сборам, а также задолженности по иным обязательным платежам за прошедший календарный год в размере, превышающем 25% балансовой стоимости активов лица . Если СПК была создана в тот же год, в котором направляет предложение о заключении концессионного соглашения, то у нее, очевидно, отсутствует задолженность за прошедший календарный год, и она не может предоставить соответствующие сведения за указанный период. 

Однако, на практике инициаторы заключения концессионного соглашения порой сталкиваются с тем, что органы власти, рассматривающие частную концессионную инициативу, фактически приравнивают требование законодателя о наличии справки за прошедший календарный год к требованию о минимальном сроке осуществления деятельности компанией, решившей обратиться с предложением о заключении концессионного соглашения . 

Такой аргумент не представляется состоятельным по следующим причинам:

1.   в законодательстве отсутствуют требования к сроку существования юридического лица, которое может выступать с частной концессионной инициативой; 

2.   концессионное соглашение может заключаться не только в рамках ЧКИ, но и по результатам конкурса, при этом законодателем в отношении участников конкурса не установлено аналогичное требование об отсутствии задолженности за прошедший календарный год. Если приравнивать требование к наличию вышеуказанной справки к требованию о минимальном сроке существования юридического лица, то выходит, что законодатель установил явно несправедливые условия для лиц, подающих предложение о заключении концессионного соглашения, и лиц, подающих заявку об участии в конкурсе. С такой позицией трудно согласиться особенно с учетом того, что конкурс может быть объявлен в связи с выявлением иных заинтересованных лиц по итогам процедуры частной концессионной инициативы и у вновь созданной СПК нет преград для участия в таком конкурсе.  

В части предоставления подтверждающих документов также интересно отметить, что с 1 января 2023 года изменились формы справок об отсутствии задолженности – теперь они выдаются на дату формирования, что затрудняет получение справок за прошедший год даже для ранее созданных компаний. 

Таким образом очевидно, что, с одной стороны, действующее концессионное законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании с учетом потребностей рынка и сложившейся практики проектного финансирования, с другой – публичной стороне следует избегать чрезмерно буквального прочтения действующих нормативных актов. Концессионеру же в целях успешной реализации ГЧП-проекта остается уделять особое внимание подготовке к подаче документов в рамках частной концессионной инициативы, в том числе взаимодействовать с налоговыми органами и территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования, а также анализировать актуальную правоприменительную практику. 


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Корпорация Туризм.РФ получила право распоряжаться федеральными земельными участками и имуществом для целей развития туризма
19 Feb 2024
Новый акт

Корпорация Туризм.РФ получила право распоряжаться федеральными земельными участками и имуществом для целей развития туризма

14 февраля 2024 года был подписан Федеральный закон от 14.02.2024 № 17 «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Закон № 17»).

Разграничение условий концессионного соглашения об описании объекта и его составе

Разграничение условий концессионного соглашения об описании объекта и его составе

Ранее мы рассказывали о сложившихся подходах к формулированию условия концессионного соглашения, содержащего описание объекта, в зависимости от отрасли, к которой такой объект относится. Однако наряду с описанием объекта в концессионных соглашениях, как правило, указывается и состав объекта.

Расходы на цифровизацию систем ЖКХ могут быть включены в тариф
26 Jan 2024
Новый акт

Расходы на цифровизацию систем ЖКХ могут быть включены в тариф

Ранее мы рассказывали о возможности и преимуществах внедрения цифровых решений в сфере жилищно-коммунального хозяйства с помощью механизмов государственно-частного партнерства. Тренд на цифровизацию сферы ЖКХ продолжает прослеживаться и в последних изменениях в законодательство.

Подводные камни для концессионера. Часть 3

Подводные камни для концессионера. Часть 3

Мы готовы представить третью часть нашего блога о сложностях, с которыми может столкнуться концессионер после заключения концессии. Эта часть блога будет связана с одним из самых важных этапов в исполнении концессии – с финансовым закрытием.