Инфраструктура. Право. Решения.

 

В рамках структурирования ГЧП-проектов широкое распространение получило использование проектного финансирования. Проектное финансирование по своей сути является методом привлечения заемного финансирования, обеспечением по которому выступает сам ГЧП-проект, а точнее генерируемые им денежные потоки. Такой вид финансирования реализуется через юридическое лицо (специальную проектную компанию, или СПК (SPV)), которое, как правило, создается под конкретный проект и чья деятельность ограничивается таким проектом. Создание СПК позволяет обособить реализуемый ГЧП-проект от рисков, связанных с иной деятельностью компании, и создать условия, при которых вся выручка от деятельности компании будет направлена на реализацию такого проекта. Подробнее о плюсах использования СПК мы ранее писали здесь.

Несмотря на то, что использование СПК для реализации ГЧП-проектов имеет некоторые очевидные преимущества, действующее нормативное регулирование не в полной мере адаптировано к реальным потребностям участников рынка. 

Так, одним из требований, предъявляемых к лицу, решившему выступить с частной концессионной инициативой (ЧКИ), является отсутствие недоимок по налогам, сборам, а также задолженности по иным обязательным платежам за прошедший календарный год в размере, превышающем 25% балансовой стоимости активов лица . Если СПК была создана в тот же год, в котором направляет предложение о заключении концессионного соглашения, то у нее, очевидно, отсутствует задолженность за прошедший календарный год, и она не может предоставить соответствующие сведения за указанный период. 

Однако, на практике инициаторы заключения концессионного соглашения порой сталкиваются с тем, что органы власти, рассматривающие частную концессионную инициативу, фактически приравнивают требование законодателя о наличии справки за прошедший календарный год к требованию о минимальном сроке осуществления деятельности компанией, решившей обратиться с предложением о заключении концессионного соглашения . 

Такой аргумент не представляется состоятельным по следующим причинам:

1.   в законодательстве отсутствуют требования к сроку существования юридического лица, которое может выступать с частной концессионной инициативой; 

2.   концессионное соглашение может заключаться не только в рамках ЧКИ, но и по результатам конкурса, при этом законодателем в отношении участников конкурса не установлено аналогичное требование об отсутствии задолженности за прошедший календарный год. Если приравнивать требование к наличию вышеуказанной справки к требованию о минимальном сроке существования юридического лица, то выходит, что законодатель установил явно несправедливые условия для лиц, подающих предложение о заключении концессионного соглашения, и лиц, подающих заявку об участии в конкурсе. С такой позицией трудно согласиться особенно с учетом того, что конкурс может быть объявлен в связи с выявлением иных заинтересованных лиц по итогам процедуры частной концессионной инициативы и у вновь созданной СПК нет преград для участия в таком конкурсе.  

В части предоставления подтверждающих документов также интересно отметить, что с 1 января 2023 года изменились формы справок об отсутствии задолженности – теперь они выдаются на дату формирования, что затрудняет получение справок за прошедший год даже для ранее созданных компаний. 

Таким образом очевидно, что, с одной стороны, действующее концессионное законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании с учетом потребностей рынка и сложившейся практики проектного финансирования, с другой – публичной стороне следует избегать чрезмерно буквального прочтения действующих нормативных актов. Концессионеру же в целях успешной реализации ГЧП-проекта остается уделять особое внимание подготовке к подаче документов в рамках частной концессионной инициативы, в том числе взаимодействовать с налоговыми органами и территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования, а также анализировать актуальную правоприменительную практику. 


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.