Инфраструктура. Право. Решения.

 

При подготовке и реализации концессионных проектов важным является вопрос правильной квалификации мероприятий концессионера по реконструкции имущества в периметре концессии и их отграничение от капитального ремонта. Сложность, как правило, может возникнуть в отношении концессий, которые не предусматривают масштабных работ по реконструкции, в том числе проектов в коммунальной сфере.

При исследовании данного вопроса необходимо отметить, что Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях») закрепляет собственное понятие реконструкции, применимое к концессионным соглашениям. Данное понятие шире определения реконструкции, закрепленного в Градостроительном кодексе РФ.

Отграничение реконструкции и капитального ремонта

Анализ концессионного и градостроительного законодательства позволяет выделить следующие отличительные признаки реконструкции1 в рамках концессий и капитального ремонта2:

1.   при реконструкции изменяется сущность объекта, улучшаются его качественные и количественные характеристики; капитальный ремонт, в свою очередь, не предполагает изменение сущности объекта, а направлен на восстановление неисправностей и приведение объекта в работоспособное состояние;

2.   реконструкция направлена на улучшение первоначальных характеристик объекта, а ремонт – на восстановление утраченных первоначальных характеристик.

Данная позиция нашла отражение в судебной практике:

  • «Работы, подлежащие выполнению в отношении полигона ТБО по обвалованию грунтом, устройству изолирующего слоя выведенных из эксплуатации траншей не могут быть отнесены к работам по реконструкции, модернизации объекта, поскольку такие работы фактически направлены на приведение полигона ТБО в рабочее состояние, пригодное для использования его по назначению (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.07.2019 N Ф10-2642/2019 по делу № А62-8040/2017)».

Аналогичная позиция высказана арбитражным судом в рамках судебного дела № А17-1285/2018  (см. постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.02.2019 по делу № А17-1285/2018)». С обзором данных дел можно ознакомиться на нашем портале ГЧП-советник.

При этом реконструкция относится к инвестиционным обязательствам концессионера и является обязательной в отношении объекта концессионного соглашения3, для иного имущества – опциональна и может быть предусмотрена условиями концессионного соглашения. В свою очередь, капитальный ремонт проводится на эксплуатационной стадии в качестве обязательств концессионера по техническому облуживанию объекта4. Стороны могут согласовать иное распределение обязанностей – например, закрепить обязанность по осуществлению капитального ремонта объекта за концедентом или установить предельные расходы концессионера на осуществление капитального ремонта.

Риски переквалификации мероприятий по реконструкции в капитальный ремонт

Поскольку обязательство концессионера по реконструкции объекта является существенным условием концессионного соглашения5, переквалификация мероприятий по реконструкции объекта в капитальный ремонт может повлечь признание концессионного соглашения незаключенным. В таком случае дальнейшая реализация проекта будет невозможной, поскольку у концессионера будут отсутствовать основания для создания и эксплуатации имущества в периметре концессии.

Обязательство концессионера по реконструкции объекта образует предмет концессионного соглашения6, а также подлежит включению в конкурсную документацию в случае проведения конкурса на заключение концессионного соглашения7. Поэтому переквалификация может повлечь признание концессионного соглашения недействительным как противоречащего существу законодательного регулирования и порядку заключения, предусмотренного законом. Применение последствий такой недействительности также приведет к невозможности дальнейшей реализации проекта.

В случае, когда условия концессионного соглашения не позволяют однозначно определить, кто из сторон ответственен за проведение капитального ремонта, может возникнуть спор между концедентом и концессионером касательно определения ответственного лица за проведение соответствующих мероприятий в отношении объекта концессионного соглашения и (или) иного имущества. При этом переквалификация капитального ремонта в реконструкцию повлечет безусловное обязательство концессионера по осуществлению реконструкции имущества в составе объекта концессионного соглашения (см. например, анализ судебного дела № А51-8837/2021, в котором суд рассмотрел вопрос о взыскании неосновательного обогащения с концедента по причине осуществления концессионером капитального ремонта спорных тепловых сетей, на нашем портале ГЧП-советник).


 В целях минимизации рисков рекомендуем:

1.   при структурировании мероприятий по реконструкции предусмотреть обязательства концессионера по улучшению качественных и количественных характеристик объекта концессионного соглашения;

2.   максимально подробно описывать состав объекта концессии и иного имущества, четко прописывая, какие обязательства концессионер несет в отношении каждого вида имущества;

3.   предусматривать в условиях концессионного соглашения, кто осуществляет капитальный ремонт имущества.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


1 Часть 3 статьи 3 Закона о концессиях
2 Пункты 14.2 и 14.3 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ
3 Часть 1 статьи 3, подпункт 1 части 1 статьи 10 Закона о концессиях
4 Пункт 6 части 2 статьи 8 Закона о концессиях

Пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о концессиях
Часть 1 статьи 3 Закона о концессиях
Пункт 1 части 1 статьи 23 Закона о концессиях


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.