Инфраструктура. Право. Решения.

18-11-2022
Аналитика

 

При подготовке и реализации концессионных проектов важным является вопрос правильной квалификации мероприятий концессионера по реконструкции имущества в периметре концессии и их отграничение от капитального ремонта. Сложность, как правило, может возникнуть в отношении концессий, которые не предусматривают масштабных работ по реконструкции, в том числе проектов в коммунальной сфере.

При исследовании данного вопроса необходимо отметить, что Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях») закрепляет собственное понятие реконструкции, применимое к концессионным соглашениям. Данное понятие шире определения реконструкции, закрепленного в Градостроительном кодексе РФ.

Отграничение реконструкции и капитального ремонта

Анализ концессионного и градостроительного законодательства позволяет выделить следующие отличительные признаки реконструкции1 в рамках концессий и капитального ремонта2:

1.   при реконструкции изменяется сущность объекта, улучшаются его качественные и количественные характеристики; капитальный ремонт, в свою очередь, не предполагает изменение сущности объекта, а направлен на восстановление неисправностей и приведение объекта в работоспособное состояние;

2.   реконструкция направлена на улучшение первоначальных характеристик объекта, а ремонт – на восстановление утраченных первоначальных характеристик.

Данная позиция нашла отражение в судебной практике:

  • «Работы, подлежащие выполнению в отношении полигона ТБО по обвалованию грунтом, устройству изолирующего слоя выведенных из эксплуатации траншей не могут быть отнесены к работам по реконструкции, модернизации объекта, поскольку такие работы фактически направлены на приведение полигона ТБО в рабочее состояние, пригодное для использования его по назначению (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.07.2019 N Ф10-2642/2019 по делу № А62-8040/2017)».

Аналогичная позиция высказана арбитражным судом в рамках судебного дела № А17-1285/2018  (см. постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.02.2019 по делу № А17-1285/2018)». С обзором данных дел можно ознакомиться на нашем портале ГЧП-советник.

При этом реконструкция относится к инвестиционным обязательствам концессионера и является обязательной в отношении объекта концессионного соглашения3, для иного имущества – опциональна и может быть предусмотрена условиями концессионного соглашения. В свою очередь, капитальный ремонт проводится на эксплуатационной стадии в качестве обязательств концессионера по техническому облуживанию объекта4. Стороны могут согласовать иное распределение обязанностей – например, закрепить обязанность по осуществлению капитального ремонта объекта за концедентом или установить предельные расходы концессионера на осуществление капитального ремонта.

Риски переквалификации мероприятий по реконструкции в капитальный ремонт

Поскольку обязательство концессионера по реконструкции объекта является существенным условием концессионного соглашения5, переквалификация мероприятий по реконструкции объекта в капитальный ремонт может повлечь признание концессионного соглашения незаключенным. В таком случае дальнейшая реализация проекта будет невозможной, поскольку у концессионера будут отсутствовать основания для создания и эксплуатации имущества в периметре концессии.

Обязательство концессионера по реконструкции объекта образует предмет концессионного соглашения6, а также подлежит включению в конкурсную документацию в случае проведения конкурса на заключение концессионного соглашения7. Поэтому переквалификация может повлечь признание концессионного соглашения недействительным как противоречащего существу законодательного регулирования и порядку заключения, предусмотренного законом. Применение последствий такой недействительности также приведет к невозможности дальнейшей реализации проекта.

В случае, когда условия концессионного соглашения не позволяют однозначно определить, кто из сторон ответственен за проведение капитального ремонта, может возникнуть спор между концедентом и концессионером касательно определения ответственного лица за проведение соответствующих мероприятий в отношении объекта концессионного соглашения и (или) иного имущества. При этом переквалификация капитального ремонта в реконструкцию повлечет безусловное обязательство концессионера по осуществлению реконструкции имущества в составе объекта концессионного соглашения (см. например, анализ судебного дела № А51-8837/2021, в котором суд рассмотрел вопрос о взыскании неосновательного обогащения с концедента по причине осуществления концессионером капитального ремонта спорных тепловых сетей, на нашем портале ГЧП-советник).


 В целях минимизации рисков рекомендуем:

1.   при структурировании мероприятий по реконструкции предусмотреть обязательства концессионера по улучшению качественных и количественных характеристик объекта концессионного соглашения;

2.   максимально подробно описывать состав объекта концессии и иного имущества, четко прописывая, какие обязательства концессионер несет в отношении каждого вида имущества;

3.   предусматривать в условиях концессионного соглашения, кто осуществляет капитальный ремонт имущества.


1 Часть 3 статьи 3 Закона о концессиях
2 Пункты 14.2 и 14.3 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ
3 Часть 1 статьи 3, подпункт 1 части 1 статьи 10 Закона о концессиях
4 Пункт 6 части 2 статьи 8 Закона о концессиях

Пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о концессиях
Часть 1 статьи 3 Закона о концессиях
Пункт 1 части 1 статьи 23 Закона о концессиях


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

 

Поделиться:

Последние статьи

Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете офшорным компаниям заключать концессии в сфере ЖКХ
07 Dec 2022
Новый акт

Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете офшорным компаниям заключать концессии в сфере ЖКХ

6 декабря 2022 года Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в часть 1 статьи 40 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

Разработан проект правил финансирования модернизации  систем коммунальной инфраструктуры Фондом развития территорий
06 Dec 2022
Новый акт

Разработан проект правил финансирования модернизации систем коммунальной инфраструктуры Фондом развития территорий

Минстрой России подготовил проект постановления Правительства РФ, утверждающий Правила предоставления финансовой поддержки за счет средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 – 2027 годы

Компания P&P Unity – в лидерах рынка «Право.ru – 300»
05 Dec 2022
Новости

Компания P&P Unity – в лидерах рынка «Право.ru – 300»

3 декабря были опубликованы результаты исследования юридического рынка «Право.ru-300»

Антимонопольный орган будет давать согласие на изменение коммунальной концессии в случае финансирования проекта за счет Фонда развития территорий
01 Dec 2022
Новый акт

Антимонопольный орган будет давать согласие на изменение коммунальной концессии в случае финансирования проекта за счет Фонда развития территорий

ФАС России подготовлен проект изменений в Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 № 368