Инфраструктура. Право. Решения.

29-03-2023
Новый акт

 

14 марта 2023 года распоряжением Правительства РФ № 589-р было утверждено Примерное концессионное соглашение в отношении объектов транспортной инфраструктуры и технологически связанных с ними транспортных средств, обеспечивающих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитенаПримерное соглашение»). Распоряжение вступает в силу с 1 июня 2023 г.

Обращаем внимание, что в настоящий момент сохраняет силу также Примерное концессионное соглашение в отношении метрополитена и другого транспорта общего пользования, утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 791. 

Однако необходимо иметь в виду, что указанные формы концессионных соглашений в любом случае являются примерными, то есть можно сделать вывод, что стороны вправе использовать и иные формы при условии включения в концессии всех существенных условий с учетом норм Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Среди положений нового Примерного соглашения стоит отметить следующие:

1.   Участие субъекта РФ в качестве третьей стороны

Субъект РФ участвует в концессии в качестве третьей стороны в случаях, если реализация концессионного соглашения осуществляется за счет межбюджетного трансферта и (или) бюджетного кредита, предоставляемого из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, и (или) за счет межбюджетного трансферта и (или) бюджетного кредита, предоставляемого из бюджета субъекта РФ бюджету муниципального образования, и (или) в случае, если таким концессионным соглашением предусматриваются выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров, оказание услуг концессионером по регулируемым тарифам, установленным субъектом РФ.

К обязательствам субъекта РФ Примерное соглашение относит:

―   заключение с концедентом, финансирующей организацией, концессионером прямого соглашения;
―   исполнение обязательств по финансированию;
―   установление регулируемых тарифов;
―   иные обязательства, предусмотренные законодательством РФ и концессионным соглашением.

2.   Этапы исполнения условий концессии

Исполнение концессии в сфере общественного транспорта осуществляется поэтапно.

Примерное соглашение предусматривает определение момента начала первого и окончания последнего из этапов как для стадии создания, так и для стадии эксплуатации. При этом первый этап создания начинается с даты заключения концессии, а последний этап эксплуатации заканчивается в дату истечения срока действия соглашения или дату его досрочного расторжения.

Согласно Примерному соглашению в приложениях к концессии также должны определяться сроки исполнения каждого этапа и состав результатов.

3.   Осуществление регулярных перевозок пассажиров

Согласно условиям Примерного соглашения регулярные перевозки могут осуществляться как самим концессионером, так и третьим лицом.

В первом случае в концессии предусматриваются требования к выполнению работ по перевозке, транспортным средствам, порядок изменения маршрутов перевозки и их перечня, штрафные санкции за несоблюдение требований. Также определяется сторона, которая обеспечивает организацию сбора платы за проезд и провоз багажа, и сторона, в собственность которой поступают доходы от выполнения работ по перевозке.

Во втором случае предусматривается обязанность концессионера предоставить право пользования объектом соглашения (право доступа к нему) лицам, которые осуществляют регулярные перевозки пассажиров на основании государственного или муниципального контракта или иных документов. Предоставление права пользования объектом соглашения (права доступа к нему) осуществляется по договору между концессионером и перевозчиком на возмездной или безвозмездной основе.

4.   Особые обстоятельства

Примерное соглашение предусматривает механизм особых обстоятельств – обстоятельств, которые существенно затрудняют или делают невозможным исполнение концессии и (или) приводит к дополнительным расходам и (или) недополученным доходам концессионера.

К последствиям наступления особых обстоятельств Примерное соглашение относит: освобождение концессионера от ответственности, возмещение дополнительных расходов, исключение из сроков по соглашению периода действия особого обстоятельства и периода устранения его последствий.

При этом, согласно Примерному соглашению, установление примерного перечня таких особых обстоятельств не обязательно, однако если такого перечня нет, на это должно быть указано в тексте концессии.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Статья экспертов АО "ЦНИИмаш" о возможностях использования ГЧП при создании открытой информационной системы "Млечный путь"

Статья экспертов АО "ЦНИИмаш" о возможностях использования ГЧП при создании открытой информационной системы "Млечный путь"

В журнале №2 2025 «Космонавтика и ракетостроение» вышла статья коллег из АО «ЦНИИмаш», посвященная анализу возможностей использования механизмов ГЧП при создании открытой информационной системы «Млечный путь»

Реконструкция или сохранение – каковы обязанности концессионера в отношении объекта культурного наследия?

Реконструкция или сохранение – каковы обязанности концессионера в отношении объекта культурного наследия?

В 2024 году Закон о концессиях был дополнен новым видом объекта, в отношении которого допускается заключение концессионного соглашения: объекты культурного наследия («ОКН»), находящиеся в неудовлетворительном состоянии. Что представляют собой работы по сохранению ОКН, и нужно ли концессионеру по концессионному соглашению, заключенному в отношении ОКН, ориентироваться на общее понятие реконструкции, содержащееся в Законе о концессиях?

В первом чтении принят законопроект о праве предприятий передавать объекты воздушной инфраструктуры напрямую концессионеру
20 Jun 2025
Новый акт

В первом чтении принят законопроект о праве предприятий передавать объекты воздушной инфраструктуры напрямую концессионеру

В первом чтении принят законопроект, наделяющий государственные и муниципальные унитарные предприятия полномочиями по передаче концессионеру прав владения и пользования объектами инфраструктуры воздушного транспорта без оформления промежуточной передачи таких объектов концеденту.

Минэкономразвития России разработало поправки в порядок оценки эффективности проектов ГЧП
11 Jun 2025
Новый акт

Минэкономразвития России разработало поправки в порядок оценки эффективности проектов ГЧП

Минэкономразвития России подготовило проект изменений в Методику оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 30.11.2015 №894.