Инфраструктура. Право. Решения.

29-03-2023
Новый акт

 

14 марта 2023 года распоряжением Правительства РФ № 589-р было утверждено Примерное концессионное соглашение в отношении объектов транспортной инфраструктуры и технологически связанных с ними транспортных средств, обеспечивающих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитенаПримерное соглашение»). Распоряжение вступает в силу с 1 июня 2023 г.

Обращаем внимание, что в настоящий момент сохраняет силу также Примерное концессионное соглашение в отношении метрополитена и другого транспорта общего пользования, утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 791. 

Однако необходимо иметь в виду, что указанные формы концессионных соглашений в любом случае являются примерными, то есть можно сделать вывод, что стороны вправе использовать и иные формы при условии включения в концессии всех существенных условий с учетом норм Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Среди положений нового Примерного соглашения стоит отметить следующие:

1.   Участие субъекта РФ в качестве третьей стороны

Субъект РФ участвует в концессии в качестве третьей стороны в случаях, если реализация концессионного соглашения осуществляется за счет межбюджетного трансферта и (или) бюджетного кредита, предоставляемого из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, и (или) за счет межбюджетного трансферта и (или) бюджетного кредита, предоставляемого из бюджета субъекта РФ бюджету муниципального образования, и (или) в случае, если таким концессионным соглашением предусматриваются выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров, оказание услуг концессионером по регулируемым тарифам, установленным субъектом РФ.

К обязательствам субъекта РФ Примерное соглашение относит:

―   заключение с концедентом, финансирующей организацией, концессионером прямого соглашения;
―   исполнение обязательств по финансированию;
―   установление регулируемых тарифов;
―   иные обязательства, предусмотренные законодательством РФ и концессионным соглашением.

2.   Этапы исполнения условий концессии

Исполнение концессии в сфере общественного транспорта осуществляется поэтапно.

Примерное соглашение предусматривает определение момента начала первого и окончания последнего из этапов как для стадии создания, так и для стадии эксплуатации. При этом первый этап создания начинается с даты заключения концессии, а последний этап эксплуатации заканчивается в дату истечения срока действия соглашения или дату его досрочного расторжения.

Согласно Примерному соглашению в приложениях к концессии также должны определяться сроки исполнения каждого этапа и состав результатов.

3.   Осуществление регулярных перевозок пассажиров

Согласно условиям Примерного соглашения регулярные перевозки могут осуществляться как самим концессионером, так и третьим лицом.

В первом случае в концессии предусматриваются требования к выполнению работ по перевозке, транспортным средствам, порядок изменения маршрутов перевозки и их перечня, штрафные санкции за несоблюдение требований. Также определяется сторона, которая обеспечивает организацию сбора платы за проезд и провоз багажа, и сторона, в собственность которой поступают доходы от выполнения работ по перевозке.

Во втором случае предусматривается обязанность концессионера предоставить право пользования объектом соглашения (право доступа к нему) лицам, которые осуществляют регулярные перевозки пассажиров на основании государственного или муниципального контракта или иных документов. Предоставление права пользования объектом соглашения (права доступа к нему) осуществляется по договору между концессионером и перевозчиком на возмездной или безвозмездной основе.

4.   Особые обстоятельства

Примерное соглашение предусматривает механизм особых обстоятельств – обстоятельств, которые существенно затрудняют или делают невозможным исполнение концессии и (или) приводит к дополнительным расходам и (или) недополученным доходам концессионера.

К последствиям наступления особых обстоятельств Примерное соглашение относит: освобождение концессионера от ответственности, возмещение дополнительных расходов, исключение из сроков по соглашению периода действия особого обстоятельства и периода устранения его последствий.

При этом, согласно Примерному соглашению, установление примерного перечня таких особых обстоятельств не обязательно, однако если такого перечня нет, на это должно быть указано в тексте концессии.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.