14 марта 2023 года распоряжением Правительства РФ № 589-р было утверждено Примерное концессионное соглашение в отношении объектов транспортной инфраструктуры и технологически связанных с ними транспортных средств, обеспечивающих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена («Примерное соглашение»). Распоряжение вступает в силу с 1 июня 2023 г.
Обращаем внимание, что в настоящий момент сохраняет силу также Примерное концессионное соглашение в отношении метрополитена и другого транспорта общего пользования, утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 791.
Однако необходимо иметь в виду, что указанные формы концессионных соглашений в любом случае являются примерными, то есть можно сделать вывод, что стороны вправе использовать и иные формы при условии включения в концессии всех существенных условий с учетом норм Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Среди положений нового Примерного соглашения стоит отметить следующие:
1. Участие субъекта РФ в качестве третьей стороны
Субъект РФ участвует в концессии в качестве третьей стороны в случаях, если реализация концессионного соглашения осуществляется за счет межбюджетного трансферта и (или) бюджетного кредита, предоставляемого из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, и (или) за счет межбюджетного трансферта и (или) бюджетного кредита, предоставляемого из бюджета субъекта РФ бюджету муниципального образования, и (или) в случае, если таким концессионным соглашением предусматриваются выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров, оказание услуг концессионером по регулируемым тарифам, установленным субъектом РФ.
К обязательствам субъекта РФ Примерное соглашение относит:
― заключение с концедентом, финансирующей организацией, концессионером прямого соглашения;
― исполнение обязательств по финансированию;
― установление регулируемых тарифов;
― иные обязательства, предусмотренные законодательством РФ и концессионным соглашением.
2. Этапы исполнения условий концессии
Исполнение концессии в сфере общественного транспорта осуществляется поэтапно.
Примерное соглашение предусматривает определение момента начала первого и окончания последнего из этапов как для стадии создания, так и для стадии эксплуатации. При этом первый этап создания начинается с даты заключения концессии, а последний этап эксплуатации заканчивается в дату истечения срока действия соглашения или дату его досрочного расторжения.
Согласно Примерному соглашению в приложениях к концессии также должны определяться сроки исполнения каждого этапа и состав результатов.
3. Осуществление регулярных перевозок пассажиров
Согласно условиям Примерного соглашения регулярные перевозки могут осуществляться как самим концессионером, так и третьим лицом.
В первом случае в концессии предусматриваются требования к выполнению работ по перевозке, транспортным средствам, порядок изменения маршрутов перевозки и их перечня, штрафные санкции за несоблюдение требований. Также определяется сторона, которая обеспечивает организацию сбора платы за проезд и провоз багажа, и сторона, в собственность которой поступают доходы от выполнения работ по перевозке.
Во втором случае предусматривается обязанность концессионера предоставить право пользования объектом соглашения (право доступа к нему) лицам, которые осуществляют регулярные перевозки пассажиров на основании государственного или муниципального контракта или иных документов. Предоставление права пользования объектом соглашения (права доступа к нему) осуществляется по договору между концессионером и перевозчиком на возмездной или безвозмездной основе.
4. Особые обстоятельства
Примерное соглашение предусматривает механизм особых обстоятельств – обстоятельств, которые существенно затрудняют или делают невозможным исполнение концессии и (или) приводит к дополнительным расходам и (или) недополученным доходам концессионера.
К последствиям наступления особых обстоятельств Примерное соглашение относит: освобождение концессионера от ответственности, возмещение дополнительных расходов, исключение из сроков по соглашению периода действия особого обстоятельства и периода устранения его последствий.
При этом, согласно Примерному соглашению, установление примерного перечня таких особых обстоятельств не обязательно, однако если такого перечня нет, на это должно быть указано в тексте концессии.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.