Инфраструктура. Право. Решения.

 

В соответствии со Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года1, а также Стратегией развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 годаодной из основных задач является создание условий для локализации производства строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования на территории Российской Федерации, снижение зависимости от зарубежных технологий, оборудования, а также повышение доступности российских строительных материалов, их технологичности, энергоэффективности и конкурентоспособности.

Одним из решений по организации производства строительных материалов (изделий, конструкций) в регионах Российской Федерации может являться заключение заказчиками такого региона офсетного контракта.

Что такое офсетный контракт

Офсетным контрактом, или контрактом со встречными инвестиционными обязательствами, является контракт, заключаемый между заказчиком и инвестором, в рамках которого инвестор за свой счет:

  • создает, модернизирует или осваивает производство определенного товара и поставляет его заказчику, либо 
  • создает, реконструирует имущество и предоставляет заказчику услуги с использованием такого имущества3.

Инвестор в период действия контракта также имеет право без проведения конкурентных процедур заключать договоры на поставку произведенного товара (на оказание услуги с использованием созданного в рамках офсета имущества) с другими заказчиками региона4.  

Закупка, по результатам которой заключается офсетный контракт, осуществляется на основании решения высшего исполнительного органа субъекта5

Создание (модернизация, освоение) производства или создание (реконструкция) имущества осуществляются на территории субъекта, в котором осуществляется закупка, или на территории иного субъекта, если между субъектами заключено соглашение о предоставлении территории для реализации офсетного контракта6.

Также возможно заключение офсетного контракта для обеспечения нужд двух и более субъектов посредством проведения совместной закупки7.   

Законом о контрактной системе установлены требования к минимальному объему инвестиций, подлежащих вложению инвестором (не менее 100 млн рублей, при этом решением высшего исполнительного органа власти, на основании которого осуществляется закупка, минимальный объем инвестиций может быть увеличен)8, а также к максимальному сроку действия офсетного контракта (не более 10 лет)9

Применение офсетных контрактов для организации производства строительных материалов (изделий, конструкций)

В рамках офсетного контракта инвестор локализует производство необходимых строительных материалов (изделий, конструкций) на территории субъекта, а регион гарантирует закупку определенного объема произведенной продукции на период реализации контракта. Закупленные в рамках офсетного контракта материалы (изделия, конструкции) заказчик может использовать для передачи подрядчикам, с которыми таким заказчиком заключаются контракты на выполнение строительно-монтажных работ10

Реализация производства строительных материалов (изделий, конструкций) на территории региона позволяет оптимизировать логистику, в том числе снизить издержки по доставке материалов (изделий, конструкций), а также уменьшить зависимость от поставок из других регионов или из-за рубежа. А с учетом возможности заключения офсетного контракта на срок до 10 лет, заказчик в течение указанного периода получит гарантию поставки необходимых материалов (изделий, конструкций) от производителя.  

Кроме того, закупка строительных материалов (изделий, конструкций) заказчиком и использование их в дальнейшем для целей реализации строительства в регионе может способствовать снижению стоимости строительства, так как цена поставки продукции может снижаться за счет эффекта масштаба закупки. 

Для инвестора заключение офсетного контракта также имеет преимущества, поскольку он получает в долгосрочном периоде не только гарантию сбыта произведенных материалов (изделий, конструкций) заказчику по офсету, но и возможность поставлять продукцию напрямую другим заказчикам региона без проведения конкурентных процедур. 

В случае заключения заказчиком офсета в целях использования поставленных в рамках него материалов для реализации строительства в регионе заказчику следует уделить внимание тщательной проработке условий как офсетного контракта, так и контрактов на выполнение строительных работ, с учетом особенностей распределения рисков при выполнении подрядчиками работ с использованием материалов заказчика. 

Применение механизма офсетных контрактов является перспективным направлением, в том числе для целей производства и закупки строительных материалов, и представляется особенно актуальным для регионов со сложной логистикой. 


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


1 Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 N 3268-р.

2 Распоряжение Правительства РФ от 10.05.2016 N 868-р.

3 Статья 111.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» («Закон о контрактной системе»).

4 Пункт 48 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

5 Пункт 1 части 1 статьи 111.4 Закона о контрактной системе.

6 Пункт 6 части 2 статьи 111.4 Закона о контрактной системе.

7 Часть 4 статьи 111.4 Закона о контрактной системе.

8 Пункт 5 части 2 статьи 111.4 Закона о контрактной системе.

9 Пункт 3 части 2 статьи 111.4 Закона о контрактной системе.

10 Возможность выполнения работ с использованием материалов заказчика предусмотрена статьей 713 Гражданского кодекса РФ. 


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.