Инфраструктура. Право. Решения.

 

Офсетный контракт (договор) – это соглашение, направленное на достижение двух основных целей:

  • создание, реконструкция частного имущества, предназначенного для оказания услуги, или создание, модернизация или освоение частного производства товара;
  • последующая закупка произведенного товара (услуги) заказчиком офсета. 

В рамках офсета создание (модернизация)  имущества (производства) осуществляется за счет частного инвестора, при этом бюджетное софинансирование инвестиционных мероприятий в такое имущество (производство) не предполагается. Возврат инвестиций частной стороны обеспечивается за счет дохода инвестора от оказания услуг (реализации товаров) с помощью созданного имущества (производства) заказчику офсета, а также иным покупателям.  

В чем преимущества офсета для реализации проектов в космической сфере?

В законодательстве отсутствуют ограничения в отношении видов услуг, которые могут оказываться инвестором в рамках офсета. Например, в рамках офсетного контракта могут быть созданы спутниковая группировка и информационная система, с использованием которых инвестор будет оказывать заказчику услуги в сфере дистанционного зондирования Земли. 

Использование офсетного контракта позволяет сторонам зафиксировать в соглашении условия о том, в какой срок и какой объем продукции, услуг будет произведен поставщиком и выкуплен заказчиком, то есть фактически гарантируется сбыт для поставщика, что позволяет ему планировать свою деятельность в относительно долгосрочной перспективе. При этом поставщик сохраняет возможность реализации производимого продукта (услуги) другим покупателям: как государственными и муниципальным заказчикам (поставщик по офсетному контракту получает статус единственного поставщика), так и любым иным организациям. 

Другим плюсом является то, что стороны закрепляют в контракте цены товара (работ, услуг) – это позволяет распределить между сторонами риск изменения цен, в том числе посредством использования сложного расчета цены, учитывающего инфляционные коэффициенты и проч. 

Может ли Госкорпорация «Роскосмос» быть заказчиком офсета?

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» («Роскосмос») осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» («Закон о контрактной системе») и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» («Закон о закупках»). Применение того или иного закона при проведении закупки определяется в том числе с учетом того, за чей счет такая закупка осуществляется: например, при проведении закупки за счет бюджетных средств, которые были предоставлены с условием о соблюдении Роскосмосом требований Закона о контрактной системе, закупка будет осуществляться по правилам указанного закона (с учетом ряда особенностей)[1].

Согласно Закону о контрактной системе офсетные контракты заключаются на региональном (межрегиональном) уровне на основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации («субъект»).  С учетом того, что космическая деятельность находится в ведении Российской Федерации, а не регионов, вероятно, офсет в сфере космоса также должен реализовываться на федеральном уровне. 

Возможность заключения федерального офсетного контракта законодательством прямо не предусмотрена. Полагаем, заключение офсета на федеральном уровне возможно на основании акта Правительства РФ, которое вправе устанавливать особенности осуществления конкретной закупки (в том числе определить заказчика офсета), однако пока практика заключения федеральных офсетов отсутствует и, в целом, действующее регулирование офсетов направлено на региональный (межрегиональный) уровень. 

Закон о закупках не содержит конкретных положений о возможности заключения офсетов, однако порядок и условия проведения офсетных закупок могут быть предусмотрены положением о закупке заказчика. В действующей редакции положения о закупке Роскосмоса отсутствует специальное регулирование в отношении заключения договоров офсета, однако положение о закупке может быть изменено заказчиком. 

Есть ли ограничения механизма офсетов для реализации проектов в космической сфере?

Наряду с вышеуказанными нюансами участия Роскосмоса в офсете можно выделить ряд других ограничений. 

Офсет не предполагает софинансирование заказчиком создания (модернизации) производства (субсидии и иные формы бюджетного финансирования доступны, но в рамках отдельных механизмов), поэтому все инвестиционные расходы в рамках такого проекта будет нести инвестор. Кроме того, в законодательстве прямо не предусмотрена возможность заключения между государственным заказчиком, поставщиком (инвестором) и финансирующей организацией дополнительных договоров, обеспечивающих привлечение внешнего финансирования (например, прямого соглашения, заключаемого в рамках концессий и государственно-частного партнерства и предоставляющего гарантии возврата заемных средств). 

Также офсет не предполагает включение мероприятий, подразумевающих активное содействие  заказчика в исполнении мероприятий по договору, например, заключение офсета не является по умолчанию основанием для предоставления в распоряжение частного инвестора земельного участка или элементов государственной инфраструктуры. 

***

Как нам кажется, офсетный контракт можно рассматривать в качестве варианта реализации проекта в космической сфере на принципах государственно-частного партнерства, наряду с концессионными соглашения и соглашениями о государственно-частном партнерстве, о которых мы подробнее рассказывали в аналитике «ГЧП в космосе: новые возможности и регулирование».


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


[1] Часть 4 статьи 15 Закона о контрактной системе.


Последние статьи

Статья экспертов АО "ЦНИИмаш" о возможностях использования ГЧП при создании открытой информационной системы "Млечный путь"

Статья экспертов АО "ЦНИИмаш" о возможностях использования ГЧП при создании открытой информационной системы "Млечный путь"

В журнале №2 2025 «Космонавтика и ракетостроение» вышла статья коллег из АО «ЦНИИмаш», посвященная анализу возможностей использования механизмов ГЧП при создании открытой информационной системы «Млечный путь»

Реконструкция или сохранение – каковы обязанности концессионера в отношении объекта культурного наследия?

Реконструкция или сохранение – каковы обязанности концессионера в отношении объекта культурного наследия?

В 2024 году Закон о концессиях был дополнен новым видом объекта, в отношении которого допускается заключение концессионного соглашения: объекты культурного наследия («ОКН»), находящиеся в неудовлетворительном состоянии. Что представляют собой работы по сохранению ОКН, и нужно ли концессионеру по концессионному соглашению, заключенному в отношении ОКН, ориентироваться на общее понятие реконструкции, содержащееся в Законе о концессиях?

В первом чтении принят законопроект о праве предприятий передавать объекты воздушной инфраструктуры напрямую концессионеру
20 Jun 2025
Новый акт

В первом чтении принят законопроект о праве предприятий передавать объекты воздушной инфраструктуры напрямую концессионеру

В первом чтении принят законопроект, наделяющий государственные и муниципальные унитарные предприятия полномочиями по передаче концессионеру прав владения и пользования объектами инфраструктуры воздушного транспорта без оформления промежуточной передачи таких объектов концеденту.

Минэкономразвития России разработало поправки в порядок оценки эффективности проектов ГЧП
11 Jun 2025
Новый акт

Минэкономразвития России разработало поправки в порядок оценки эффективности проектов ГЧП

Минэкономразвития России подготовило проект изменений в Методику оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 30.11.2015 №894.